Обычная мещанская семья среднего достатка Киевщины последней четверти XIX века – работающий на сахарном производстве отец Макар Дмитриевич (бухгалтер, впоследствии руководитель предприятия), мать Татьяна Федоровна из церковной семьи… дальнейшая судьба парня должна была быть распланирована на на много лет вперед: образование (лучшее, которое смогут позволить себе родители), работа на каком-то предприятии, союз с достойной девушкой из хорошей семьи, дом, дети.
Но судьба решила за Левка Мациевича, подарив несокрушимую украинскую волю, не зря же в его жилах текла кровь великомученика Арсения Мациевича – еще студентом Харьковского политеха он при тотальной принудительной русификации оккупированной Москвой Слобожанской Украины перешел на украинский в общении, да еще и вступил в ряды украинской кружка «Студенческая община».
Но главное – он вместе с Дмитрием Антоновичем, Михаилом Русовым, Бонифация Каминским стоял у истоков Революционной украинской партии (РУП), которая дала жизнь всем украинским национал-демократическим партиям, создавшим позднее Центральную Раду. Именно за это старшекурсника Левка в 1900-ем отчислили из универа и выслали в Севастополь.
Именно это стало точкой отсчета новой стези юноши – тот самый хваленый «российский» черноморский флот начала ХХ столетия и его главную военно-морскую базу разрабатывал в том числе украинец Мациевич: крейсер 1-го ранга «Очаков», броненосец «Иоанн Златоуст», проекты боны и противоминных заслонов… и вместе с тем он проводил мягкую украинизацию, организовав в севастопольском Народном доме украинский рабочий театр и вечера Тараса Шевченко. Также принимал активное участие в поддержке украинского движения.
Инженерные таланты молодого судостроителя не остались незамеченными – ему тридцатилетнему доверили ответственную работу по контролю за строительством трех подводных лодок для царской армии на верфи в немецком Киле. Карьера Льва Макаровича стремительно шла в гору. Ему принадлежат лавры одного из первых в мире конструкторов авианосца (первый на пятнадцать самолетов, второй – на десяток больше), авторство четырнадцати проектов подводных лодок…
Но последней его страстью стали самолеты – в 1908-ом он спроектировал летательный аппарат способный сесть на палубу корабля, осуществлял первые ночные полеты, разрабатывал снаряжения для спасения летчиков при аварийной посадке на воду… Коварный Рок оборвал жизнь Левка в 1910-ем, когда выпал из самолета на большой высоте при отклонений тела в попытке спасти свой аварийный самолет.
Провожать его в последние путь на петербургское кладбище пришли сотни тысяч, литературную эпитафию написал Александр Блок, а смерть – побудила Глеба Котельникова создать первый в мире ранцевый парашют. Вот только под московской оккупацией на родине имя первого украинского авиатора советская власть нарочно почти стерла с летописных страниц и памяти людей.
Только в новейшее время стали появляться упоминания о Левка Мациевича памятными табличками на доме, где он родился, его киевской гимназии и харьковской Альма-матер, переименованием в его честь одной из столичных улиц, установлением в Александровке памятника работы В. Френчко, празднованием на государственном уровне 140-летия со дня рождения.