История
Два селения в долине реки Ольховатки под одним именем с отличием лишь во временной приставке, между которыми не наберется и пяти километров, а разница в возрасте не превышает и трех лет, вот уже четвертое столетие идут по этой жизни рука об руку сквозь все невзгоды уготованные судьбой украинской земле.
Начало их летописи связано с назначением полковником Харьковского слободского казачьего полка Григорием Ерофеичем Донец-Захаржевским ( – 1693) и строительством Муравской линии укреплений — именно после этих двух событий селения, которые под своими названиями вскользь упоминались в документах без привязки к местности еще за столетие до того, входят в документальные хроники. Поэтому 1675 год лишь условно можно назвать датой основания Новой Водолаги.
При этом в описи во исполнение указа за подписью московского царя Алексея III Михайловича (1661 — 1682) уже тогда на территории расположенного в Диком Поле острога (174 саженей х 165 саженей) под защитой валов из железистого песка и нескольких пушек на притоке Мжи существовал полковничий дом Григория Донца, а возле него – деревянная церковь во имя Воскресения Господнего, которая официально считается родоначальницей православия на этой земле.
Поход запорожцев во главе с гетманом Филиппом Орликом (1672 — 1742) против московитов в Украине для Новой Водолаги закончился полным разорением, а ее церковь растаяла в дымных клубах пожарища февраля 1711 года. Так что возводить ее пришлось от основания и ушло на это два года (освящение состоялось в 1713-ом).
Быстрый расцвет под рукой талантливых хозяйственников и удачное месторасположение селения обеспечили ему бурное развитие, всенепременным спутником которого в то время было увеличения количества храмов и начальных образовательных учреждений при них. Так по состоянию на 1750 год здесь насчитывалось три храма (Воскресенский, Николаевский и Преображенский), две церковно-приходские школы при них и латинское училище на обеспечении местной общины.
Причем новая (хотя в реестре ее имущества числится Устав от 1713 года) святыня в честь Преображения Господнего оказалась в самом центре быстроразвивающегося села, что стало одной из причин перестройки ее в камне. На это богоугодное дело в 1821 году от властей было получено высшее позволение, подтвержденное грамотой. Стараниями большого количества прихожан, среди которых особо выделялись труды священника Федора Леницкого, губернского секретаря Аврамия Матвеева и церковного старосты Андрея Песоцкого ,спустя десятилетия каменная Преображенская церковь была освящена.
На этом покровители не завершили обустройства своего любимого детища — за четверть века только крупные пожертвования от крестьян А. Песоцкого, А.Тесленко и И. Онацкого составили в денежном эквиваленте две с половиной тысячи рублей серебром. Кроме того в реестре его имущества числились мощи смятого Мартирия и ценные книги: устав (1713); напрестольное Евангелие (1744), молитвенник о победе над врагами (1742), триодь цветная (1745).
В 1884 году, когда численность прихожан святыни достигла тысячи человек, храмовой комплекс пережил масштабную реконструкцию, в ходе которой его периметр был обнесен кирпичной оградой с одно пролетными арочными вратами с памятной датой реконструкции на вершине.
Мир и покой православной Новой Водолги закончились вместе с началом боевых действий Первой мировой войны 1914 — 1918 годов, на волне которой власть на восточноукраинских землях захватили кровавые советы. Их безумная атеистическая политика, в топке которой исчезли сотни уникальных архитектурных шедевров сакрального зодчества, в 1920-х начала свое наступление и на слобожанские земли: сначала было реквизировано все более-менее ценное церковное имущество Преображенской церкви, а после полутора десятков лет отчаянного сопротивления паствы в середине 1930-х ее и вовсе закрыли.
Само здание было приговорено к уничтожению в 1937-ом, но случай в лице местных активистов, выхлопотавших у партийной элиты жизнь для него, не дал свершиться святотатству. Так что в предвоенные годы святыню в «лучших» традициях коммунистов приспособили под зернохранилище.
Во время немецкой оккупации 1941 — 1943 времен Второй мировой войны храм в самом сердце села, как единственный уцелевший, возобновил выполнение своей богоугодной миссии для поддержания своей паствы в самые черные ее дни, но мирные послевоенные советские годы вновь приносят ему забвение на долгих двадцать лет (закрыт в 1952-ом).
И хотя запрет на возобновление богослужений под давлением местных жителей неофициально был снят в 1971-ом, еще два десятилетия община действовала на полулегальной основе. Лишь долгожданный рассвет украинской государственности 1991-года принес нововодолажским храмовым стенам официальный статус неотъемлемой части православной церкви, в качестве которой он действует и доныне.
Архитектура
Крестов-купольное однонефное сооружение Преображенской церкви с одноярусной колокольней над нартексом, расположенное на боковой улице рядом с центральной площадью поселка, является одним из ярких представителей классической архитектуры, отличительной чертой которого служит сдержанность использованных архитектурных элементов.
Так благодаря разнообъемным основным элементам конструкции общий силуэт выглядит воздушным, а удачное сочетание скромных лопаток и архивольтов арочных проемов ненавязчиво подчеркивает каждую отдельную часть здания. Что касаемо соотношения невысокой колокольни, то она, благодаря своему шлемовидному как и на основном куполе завершению, хорошо оттеняет высокий барабан с множеством арок световых окон последнего, концентрируя на нем визуальный акцент.
Из внутреннего декора храма стоит отметить тонкую роспись сферического свода, сюжеты на религиозные темы в зеркалах стен, лик Спасителя в арочной нише над входом в неф, изображения святых в межоконном пространстве светового барабана и розетки алтарной части.
Достопримечательности
Главной же храмовой жемчужиной служит сохранившийся пятиярусный деревянный резной иконостас с потемневшими от времени старыми иконами, всю сакральную мощь которых подчеркивает белое с золотом обрамление и витиеватый рисунок растительного орнамента. Среди полотен, согласно местной легенды, имеются и произведения выдающегося мастера святых ликов Борисенко, а наиболее почитаемой служит икона Иоасафа Белгородского.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Харьковская обл., пгт Новая Водолага, ул. Кооперативная, 2.
Как добраться
Автотранспортом по трассе М29 (Е105) (Харьков — Симферополь) или М18 (Харьков — Ялта) до поворота на Новую Водолагу. Далее по пр. 40-лет Победы до перекрестка с ул. Кооперативной (центр), на котором расположен главный поселковый храм.
Общественным транспортом из Харькова до автовокзала Новой Водолаги, рядом с которым расположена Преображенская церковь.