Яблоко от яблони. Николай Пимоненко

Недаром украинская народная мудрость говорит: «Кровь — не водица», ведь очень часто, чтобы быть просто счастливым совпадением, талант родителей, многократно умноженный, раскрывается в их детях или внуках. Николай Пимоненко в этом смысле — был в этом смысле плоть от плоти своего талантливого отца, Корнея Даниловича, резчика и живописца от Бога, реестр творческого наследия которого насчитывал немало церковных алтарей.

С малых лет, рожденный на киевской Пріорке Николай в качестве подмастерья помогал отцу в его храмовых росписях, стены некоторых храмов Киевщины сохраняли отпечаток его одиннадцатилетнего. Поэтому неудивительно, что через два года его отправили учиться в иконописную мастерскую при Киево-Печерской Лавре к художнику Иванову.

Он точно родился под счастливой звездой, потому что талант шестнадцатилетнего юноши настолько поразил мэтра художественной школы Терещенка, Николая Мурашко, что он уговорил мецената принять Пимоненко-младшего в свои классы абсолютно бесплатно. Сам Мурашко, Казимир Будкевич, Харитон Платонов — ученик так хорошо проявил себя в классах, что через год ему параллельно предложили репетиторскую работу для других студентов. По окончании школы в декабре 1881-го юноша получил право преподавания в низших учебных заведениях.

Однако останавливаться на достигнутом Николай не собирался и уже осенью следующего года блестяще сдает вступительные экзамены в Петербургскую академию художеств вольнослушателем и был зачислен в классы Владимира Орловского. Только вот гнилой климат имперской столицы настолько ухудшил состояние и без того больных легких Пимоненко, что он через полтора года отличного обучения (он успел получить за это время три серебряные награды) был вынужден покинуть те края и вернуться на родину.

В Киеве его ангел-хранитель, Николай Мурашко, радостно принял его на должность старшего преподавателя в свою Киевскую рисовальную школу, в которой Пимоненко работал до ее переформирования в 1901 году в Киевское рисовальное училище с подчинением Петербургской академии художеств, в организации которого он активно принимал участие, а потом преподавал до самой своей смерти.

Картины Николая Корниловича активно принимают участие в различных выставках, где получают лучшие отзывы: «После аукциона» и «На каникулах» (1883–1884), «Святочное гадание» (1888), «Свадьба в Киевской губернии» и «Утро Христова Воскресения» (1891)… за последние две он получил звание почетного вольного члена Императорской Академии художеств. Параллельно с тем Киевское общество художественных выставок, членом которого он был с 1897-го, активно популяризирует украинское искусство в стране и за ее пределами.

Образы святого Николая и святой Александры, созданные Пимоненко в соборе Святого Владимира, приносят их автору орден святой Анны III степени. Членство во многочисленных обществах художников в Украине и за ее пределами, бешеная популярность его картин.

Пимоненко был настоящим баловнем проказницы-Судьбы, ведь ему посчастливилось родиться и прожить жизнь в тот небольшой отрезок времени, когда на украинской земле царили относительный покой, иметь хорошую семью (супругой ему была дочь его наставника, Владимира Орловского, жили они со своими тремя детьми во флигеле тестя на Гоголевской), признание в международных творческих кругах (звание академика живописи и приобретение «Гопака» Лувром)… только вот наслаждаться этим Раем на земле, а людям — его новыми шедеврами было отведено лишь пятьдесят лет.

11-11-2025 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.