Zabytki.in.ua
Достопримечательности Украины

Успенский монастырь в Бахчисарае

История

Памятный знак бахчисарайского Свято-Успенского мужского пещерного монастыря Памятный знак Свято-Успенского монастыря в Бахчисарае

Угрюмая настороженность отвесных скал, смягченная оттенками зелени у подножья и лазури в небесах, вот уже более двенадцати веков надежно охраняет оплот верующих, которые пришли в эти земли вслед за апостолом Андреем Первозванным, который, ступив на древнюю херсонесскую землю, посеял в сердца благодарных слушателях веру в слово Божье.

Так начало будущему Успенскому монастырю было положено в VIII веке, когда на Крымском полуострове вместе с выходцами из западной Европы воцарилось христианство. Требовавшее выхода религиозное рвение жителей, носившего в то время византийское подданство пещерного города на вершине плато, вылилось в сооружение на уступе отвесной скалы на противоположной стороне долины небольшого храма в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Так бы и оставался выдолбленный в толще горы храм местом уединенного обращения к Богу небольшой группы посвященных, если бы в XV веке на Крым не обрушился меч османских завоевателей, которые, исповедуя религию пророка Мухаммеда, предали гонениям все прочие верования, в следствии чего было значительно затруднено сношение христианских общин центральной и южной части полуострова. Поэтому-то вынужденные спасаться от притеснений выбрали труднодоступную Успенскую церковь для основания своего скита.

Противоположная сторона долины Марьям - Дере возле Успенского монастыря в Бахчисарае Противоположная сторона долины Марьям - Дере

С иссяканием же благочестия в конце XVII века на южном побережье (когда Георгиевский монастырь угас) высокая миссия главного оплота христианства перешла к Свято-Успенскому монастырю, которому еще столетие приходилось отвоевывать место под солнцем и вдохновлять паству в трудных условиях подавляющего преимущества мусульманской общины, осуществляя духовное и гражданское управление ею.

Поэтому именно Бахчисарайский скит стал ареной одной из самых драматичных страниц в жизни крымского учения Христа, когда в 1778 году с целью ослабления экономической поддержки ханства при активном посредничестве Готфейско-Кафского митрополита Игнатия (1715 — 1786) под охраной войск Александра Васильевича Суворова (1730 — 1800) покинули свои дома и могилы своих предков тысячи верующих. Последние из них ушли после напутственного молебна 28 сентября, унося с собой в числе своих пожитков чудотворную икону многовековой Пресвятой заступницы монастыря, чтобы обрести новый дом на подконтрольных Российской империи азовском побережье (греки переселились в город Мариуполь) и долине реки Нахичеванчай (армяне – город Нахичевань).

Свято-Успенский храм пещерного мужского монастыря в Бахчисарае Свято-Успенский храм бахчисарайского монастыря

С исходом христиан из Крыма количество верующих практически свелось к считанным единицам, что вызвало забвение бахчисарайского скита, продолжавшееся вплоть до воцарения на полуострове короны с двуглавым орлом в 1783 году. Так уже год спустя при поддержке российского ставленника хана Шахин-Гирея (1745 — 1787) настоятелем возрожденного монастыря был назначен греческий монах Сиеранди, и в этих стенах снова затеплилась жизнь, чтобы вскорости вновь угаснуть, обращением в кладбищенскую церковь (1800 год) после строительства соборного храма в честь святого Николая в Бахчисарае.

Лишь через пол-столетия (15 августа 1850-ого) вырванный из цепких объятий забвения монастырь возвращается к жизни. Так уже через пятнадцать лет, не смотря на все тяготы Крымской войны 1854 — 1856 годов когда здесь размещался госпиталь, в его состав входило (помимо основного пещерного старинного храма Успения Пресвятой Богородицы) шестнадцать келий, расположенных как у подножья так на вверху горного склона, церковь святых Константина и Елены (под скалой), двухэтажное трапезное здание с домом настоятеля, храм евангелиста Марка (ниже Успенкого), двухъярусная колокольня и источник со святой водой.

Позднее (к концу XIX века) комплекс пополнился еще двумя храмами — в честь Георгия Победоносца (1875) на противоположной стороне оврага и Инокентия Иркутского (1896) на средней площадке скита. Для удобства же паломников посреди ущелья были обустроены два двухэтажных гостиничных корпуса с бассейном и фонтаном.

Кельи бахчисарайского Свято-Успенского мужского пещерного монастыря Кельи Успенского мужского монастыря в Бахчисарае

Но начавшийся с приходом атеистически настроенной власти в 1921 году Успенский монастырь в Бахчисарае постигла участь большинства его собратьев — он был упразднен, а братия покинула его стены, оставив на произвол прозябания тысячелетние стены оплота христианства.

С ослаблением давления на религиозные настроения в 1965 — 1966 годах о древнем памятнике вспомнили как о части культурного наследия, благодаря чему была проведена реставрация уцелевших в водовороте бурного ХХ века его составляющих — церкви в честь Пресвятой защитницы Крыма, колокольни и дома настоятеля, в ходе которой свое место заняла внешняя стена, вновь заиграла яркими красками настенная живопись и все ступени, занявшие отведенное им место, устремились к гребню горы.

И лишь семьдесят лет спустя, в 1991 году, в рамках программы возрождения утраченного духовного наследия в скит вернулась жизнь – по крупицам братия воссоздавала его былое величие. И сейчас огромный комплекс Свято-Успенского мужского монастыря с пятью действующими храмами, получивший статус Крымской лавры, является одним из центров Украинской православной церкви на полуострове.

Архитектура

Святой источник бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря Святой источник Успенского пещерного монастыря в Бахчисарае

Самой старой из сохранившихся частей монастырского комплекса в Бахчисарае является пещерная церковь в честь Успения Пресвятой богородицы, созданная руками безвестных мастеров в толще отвесной скалы в VIII веке. В плане она представляет собой четырехугольник, плоский свод которого покоится на четырех колоннах. Ее внешний периметр составляет каменная кладка с прямоугольными оконными проемами и реставрированная масляная роспись XIX века. К храму от подножья скалы ведет широкая лестница.

Высокий одноярусный квадрат колокольни, сложенный из хорошо отесанного известняка, относится ко второй половине XIX столетия. Его общее решение представляет собой портик тосканского ордера на высоком постаменте с небольшими колоннами покрытых четырехскатной шатровой крышей.

Пещеры же бахчисарайской Крымской лавры по большей части занимают верхнюю террасу скального навеса, откуда прорубленный лестничный марш поднимается к самой вершине высокогорного плато.

Прочие жилые и хозяйственные помещения (дом настоятеля, бывший гостиничный комплекс, источник) находятся в долине Марьм-Дере, расположенные вытянутой линии вдоль пещерной составляющей монастыря. Центральная наземная архитектурная часть комплекса— трапезная, выполненная из обработанного камня-известняка, по восточному фасаду украшена ризалитом и фигурным фронтоном, вход же оформлен четырехколонным крыльцом под полуциркульным фронтоном. Оконные проемы сооружения, одетые в профилированные наличники, дополняют общую картину скромного изящества здания.

Дополнительная информация

Место расположения: Украина, АР Крым, г. Бахчисарай, ущелье Марьям-Доре.

Tел.: (06554) 4-74-74.

Ссылки:

Как добраться

Автотранспортом по трассе H06 (Севастополь — Бахчисарай — Симферополь) или Т0117 (Бахчисарай — Ялта). По городу: ул. Жданова / ул. Фрунзе до поворота на ул. Ленина, которая переходит в ул. Розы Люксембург, а затем правый поворот в сторону Успенского монастыря при выезде из города.

Общественным транспортом – маршрутными такси из Симферополя / Севастополя / Ялты, следующих через Бахчисарай, а затем по главной улице Ленина (изменяет название на ул. Розы Люксембург) до скита, который находится на границе города.