История
В год 1749-ый от Рождества Христового меж тернопольских валов согласно фунационного акта Юзефа Потоцкого (1673 -1751) был основан доминиканский монастырь и костел с годовым содержанием в шесть тысяч злотых и селом Стегниковцами (поступление средств предусматривалось до тех пор, пока обитель давала кров не менее двенадцати монахам).
Как считают некоторые историки, выбор места расположения строительства был не случаен — согласно городской описи от 1652 года на этом месте располагалась православная Марийская церковь. Сильно поврежденная во время польско-турецких войн XVII к середине следующего столетия она пришла в совершенную ветхость.
Начавшееся в Речи Посполитой спустя тридцать лет (1779) окончание строительства костела по проекту немецкого архитектора Августа Машинского (1731 – 1786) состоялось уже под скипетром австрийской короны, да и новоселье в монастырских помещениях праздновали вовсе не духовные братья, а административно-государственные структуры (в том числе городская касса, школа, военный склад).
И хотя до 1820 года костел, пережив вместе с Тернополем несколько смен подданства в течении первых двух десятилетий XIX века, все еще числился доминиканским, пришедшая в упадок община уже не в состоянии была его содержать, что стало поводом к передаче комплекса вместе с монастырем и прилегающей территорией ордену иезуитов в аренду. Не последнее слово в решении этого вопроса было сказано Австрийскими властями с учетом обязательства арендаторов открыть при монастыре шестиклассную гимназию (действовала с 20 ноября 1820 года ).
Монахи-иезуиты считались хозяевами комплекса без малого три четверти столетия с небольшим перерывом в четыре года, когда орден находился под запретом императора Фердинанда I, костел же при этом считался приходским, пока в 1903 году доминиканский орден вновь не стал полноправным владельцем этих храмовых стен.
Вернувшаяся в обитель братия была сильно обеспокоенная состоянием своей твердыни веры, столько лет находившаяся вне хозяйского глаза, и поэтому уже через пять после вступления в права собственности проводит масштабную реконструкцию комплекса под руководством архитектора Садловского, в ходе которой не только старые фрески заиграли новыми красками, но и появились новые шедевры настенной росписи, были перекрыты кровли храма и монастырских корпусов, установлен новый орган, появилась часовня Богородицы и малые алтари. Столь огромный объем работ был выполнен всего за два года и завершен в 1910 году.
А уже спустя четыре года в Тернополь пришла Первая мировая война, которая, в прочем, мало отразилась на жизни доминиканского костела — пробел который с лихвой восполнила Вторая мировая, когда уже через два дня после вхождения в город войск Советского Союза 19 сентября 1939 года в христианский оплот веры был выпущен залп снарядов из установленных на площади (ныне Соборной) пушек, в ходе чего пострадали не только внешние стены здания, но и были уничтожены бесценные фрески, а так же церковная утварь и бесценные детали интерьера расплавились в результате возникшего пожара. Во всем этом хаосе при запрете под страхом смертной казни тушить пожар уцелела лишь захристия, которую в последствии без зазрения совести заняло НКВД выдворив братию просто на улицу.
Не смотря на проведенную в 1942 — 1943 годах реставрацию (во время немецкого господствования на галичской земле в качестве пропагандистского шага была открыта большая часть храмов), вторая волна боевых действий в 1944 году довершила дело уничтожения жемчужины архитектуры, когда семидневный штурм советскими войсками с применением артиллерии, стрелкового оружия и самовозгорающихся химических веществ не только полностью уничтожил отряд обороняющихся, но и спалил дотла одну из лучших архитектурных тернопольских жемчужин.
В ходе так называемой послевоенной «реставрации» 1953 года остатки уникального внутреннего интерьера, которые еще имели место быть после всех ужасов Второй мировой, исчезли в торопливом стремлении поскорее передать помещения в распоряжения торгово-промышленных структур города для использования под склады.
Не улучшили ситуацию и восстановительные работы первой половины 1970-х, проводимых с целью приспособления помещений Тернопольского доминиканского костела для нужд картинной галереи местного краеведческого музея, которая начала свою работу в этих стенах в 1978 году.
Лишь с возвращением оплота веры в руки греко-католической церкви в 1989 году храм напротив древних замковых стен начал обретать былое великолепие как внутреннего так и внешнего облика (в 1992 году проведена реставрация). Так что сейчас преображенный уже кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии — вновь, как и много лет назад, является одной из визитных карточек города. В бывшие же монастырские помещениях ныне занимает областной государственный архив.
Архитектура
Построенный в столе оборонного зодчества из тесанного камня бывший Доминиканский костел представляет собой один из немногих сохранившихся в Украине шедевров позднего барокко. Его выполненный в стиле трехнефной базилики объем длинной в 45м с овальной средней частью увенчан огромным куполом над полуциркульным сводом на распалубках, боковые же нефы перекрыты полуциркульными и крестовыми сводами.
Главной же архитектурной доминантой комплекса служат две симметричные трехъярусные башни под высоким с люкарнами многозаломным шатровым завершением, оформленные в едином с центральным входом стиле: пилястры с капителями композитного ордера, рокайлевое оформление оконных проемов, сандрики, декоративные акротеры, полукруглые ниши, многопрофильные карнизы, широкий аттик…
Ранее внутренние интерьеры храма были оформлены талантливыми фресками значимых для доминиканцев событий и изображениями Богородицы кисти львовских мастеров Станислава Строинского и Юзефа Хойницкого, которые ныне заменили творения руки Георгия Журавского.
Двухэтажный монастырский келейный корпус, примыкающей к апсидной части храма под двухскатной крышей, является прямоугольным (35м х 40м) строением с открытым внутренним так называемым «итальянским» двориком. Особенностью его внутренней коридорной с крестовыми перекрытиями планировки является одностороннее расположение комнат.
Его главный фасад оформлен рокайлевыми гирляндами, ниспадающими с двух колонн, и вторящим им орнаментом у круглых окошек там, где некогда была балюстрада с резными скульптурами. Дополняет общую гармонию глухой портик с пилястрами выполненный в стиле рококо.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Тернопольская обл., г. Тернополь, ул. Гетмана Сагайдачного, 10.
Ссылки
- Геральдика. Герб Потоцких Пилява
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е85 (Черновцы — Тернополь — Дубно — Луцк — Ковель – Корбин) или Е50 (М12) (Ужгород — Тернополь — Хмельницкий — Винница — Кировоград — Днепропетровск — Донецк) или Н02 (Львов – Тернополь). По городу следовать по главной улице, лишь сменяющей свое название Бережанская – Русская – Степана Бандеры, до ул. Кардинала Иосифа Слепого, на которую фасадом выходит бывший доминиканский костел.
Общественным транспортом до ж-д вокзала Тернополя, а затем пешком 10-15 минут по ул. Вячеслава Чорновола через пешеходный бульвар им. Шевченко до ул. Гетмана Сагайдачного, где расположен собор Непорочного зачатия Девы Марии.