История
Мощные крепостные стены на гребне доминирующей над городом высоты — вынужденный стратегический шаг, от которого порой зависела судьба города. И то что стены эти принадлежали храму были лишь частностью, которая не мешала им в любой момент вступить на воинственный путь защиты родных пенат от неприятеля. Поэтому закладка в 1630-х бережанского костела в честь небесного покровителя своего супруга Николая Сенявского ( – 1636) богатой (одно ее приданное составляло более одного миллиона злотых) представительницей рода Кротоских Урсулой Зофьей было довольно ожидаемо.
Вот только смерть основательницы и периодические военные действия оттянула момент открытия храма на целых полстолетия… Торжественным своим освящением он был обязан уже Николаю Иерониму Сенявскому (1645 — 1683), который будучи собственником этих земель посвятил его открытие местным участникам знаменитой Венской победы польского короля Яна Собеского (1629 – 1696) от 12 сентября того же года.
Монастырский же комплекс, который начал строится вокруг костела святого Николая в 1716 году, стал последним даром магнатского рода Сенявских Бережанам, хотя в завершенном виде свое творение последнему его представителю Адаму Николаю (1666 – 1726) увидеть так и не довелось. Окончанием возведения в 1742 году обитель на гребне холма была обязана уже его дочери — Марии Софии (1699 – 1777) в замужестве графине Чарторыйской.
Изначальность созданный в аскетичном стиле костел отданный в распоряжение братии ордена бернардинцев во время окончания строительства келейного комплекса (вторая половина XVIII столетия) приобрел черты модного в то время стиля позднего барокко. Своей известностью он был обязан святому Антонию, в день памяти которого (30 января) ежегодно сюда собирались верующие всех христианских конфессий со всей округи.
Еще столетие горизонт бережанской обители бернардинцев был безоблачным, ознаменованный периодом процветания при поддержке местных землевладельцев, а с наступлением ХХ столетия на стены монастыря начинает опускаться покрывало забвения, усугубленное боевыми действиями Первой мировой войны.
Однако, не смотря ни на что, монастырь продолжал действовать вплоть до 1939 года, когда земли Западной Украины были оккупированы советской армией, и новая власть, не терпевшая конкуренции контроля над душами и разумом своих граждан, не начала репрессивную политику в отношении любой религиозной деятельности. Храм был закрыт, а братия оказалась на улице.
Вторая мировая превратила духовный комплекс в школу для «фольксдойче», что стало первым его шагом на стезе просвещения. Потом будут: интернат для сирот (с 1947 года), специализированное профтехучилище для трудных подростков (с 1950-х), исправительно-трудовая колония (с 1983-го), которая действует здесь и доныне, хотя из ее названия и исчезло слово «трудовая». Костел святого Николая в ходе этих перипетий был приспособлен сначала под клуб, затем — для спортивных состязаний, что нанесло огромный вред его уникальному внутреннему убранству.
В 1998 году историческая справедливость восторжествовала и луч греко-католической веры освятил храмовые стены бывшего монастыря бернардинцев в Бережанах – сюда вернулись священники чтобы вернуть заблудшие души на путь истинный.
Бывший костел был заново освящен в 2001 году на этот раз в честь Паулинских мучеников, чьи мощь были перенесены в эти стены шестью годами позднее из далекой польской земли. И хотя он используется для духовного причащения в основном воспитанников и работников колонии и остается закрытым для широкой публики, благодаря воскресным утренним службам ныне можно увидеть этот памятник архитектуры воочию.
Архитектура
Ныне комплекс бывшего бернардинского монастыря Бережан, как и на момент окончания своего строительства в 1742-ом, представляет собой скрытый за стеной красного кирпича от посторонних глаз оборонный периметр (являлся северо-западным узлом городской обороны), состоящий из церкви Паулинских мучеников и примыкающего к нему замкнутого периметра бывшего монастыря.
Бывший костел св. Николая – однонефное каменное оштукатуренное храмовое сооружение с профилированными ребрами крестовых сводов ориентированное по оси восток-запад. Аскетизм его внешнего убранства несколько смягчает лобовой карниз сложного профиля, декоративная арка портала центрально входа, круглые окна-«розы» тимпанов треугольных фронтонов и ажурная сигнатурка над двухскатной крышей. Внутренний же простор, носящий следы увлечения поздним барокко, акцентирует внимание высокой полуциркульной на пилонах аркой алтарной части, многократно раскрепованными по вертикали пилястрами, карнизом большого выноса.
Монастырские корпуса, примыкающее к храму с севера, представляют собой замкнутый периметр прямоугольных двухэтажных зданий под четырехскатными крышами, образующих внутренний квадратный в плане (сторона — 20м) окруженный закрытой арочной галереей первого яруса двор. Из отличительных особенностей простоты их оформления стоит отметить бойницы и линейный профилированные сандрики прямоугольных окон второго этажа и крестовые своды — первого.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Тернопольская обл., г. Бережаны, ул. Костельная, 1.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е50 (Р05) (Ужгород — Тернополь — Хмельницкий — Винница — Кировоград — Днепропетровск — Донецк) (по городу идет по улице Тернопольской). Затем в северном направлении повернуть на ул. Черновола / ул. Костельную, которая выходит к бывшему бернардинскому монастырю.
Общественным транспортом на маршрутных такси / ж-д транспортом из Львова / Тернополя до Бережан. Далее следовать по улицам Привокзальной — Тернопольской — Черновола — Костельной до храма св. Николая (теперь Паулинских мучеников).