История
Светская и церковная власть с древности составляли монолит государственности, поэтому трудно поверить, что хотя бы в одном из селений, основанных на волынской земле бывшим князем Новгоро-Северским Дмитрием Корибутом Ольгердовичем (1358 — 1404), не было православного храма. И хотя в те давние времена крепость и прилегающий к нему город располагались на низком правом берегу Горыни, но все же исторический отсчет православия в Вишневце идет с начала XV столетия, когда в документах был упомянут первый его деревянный храм.
Конечно же хрупкий оплот чуждой им христианской веры, созданный из столь непрочного материала, не мог устоять перед огненным смерчем турецко-татарскиой атаки 1494 года, похоронившего в своем пепле грозного стража этой земли и совершенного опустошившего все вокруг. Так безрадостно первая православная вишневецкая святыня закончила свое существование.
Новая каменная крепость, заложенная родоначальником Вишневецких Михаилом Васильевичем Збаражским ( – 1517), стала предвестником и перерождения храма уже в новом обличии и на новом месте — у подножья фамильной резиденции, парящей высоко над долиной реки. Так его сыновья уже в 1530 году возвели освященную в честь Вознесения Господнего церковь под стать замку – с мощными каменными стенами и узкими окнами-бойницами. Призамковый храм стал не только путеводной звездой веры могущественного рода, но и усыпальницей всех православных Вишневецких.
Вишневец и его оплот веры в начале XVII столетия становятся сценой, на которой разыгрывается один из центральных актов трагедии Смутного времени Российского государства: в поместье над Горынью произошло знакомство, а потом и обручение Лжедмитрия I ( – 1606) и Марины Мнишек (1588 – 1615), что послужило поводом для могущественных родов Польского королевства Вишневецких и Мнишеков к организации и финансированию похода на Москву в 1606-ом.
А спустя два года после этих событий из российского плена после заключения временного перемирия между Речью Посполитой и Московским государством в родовое гнездо вернулся князь Константин Вишневецкий (1564 – 1641), привезя с собой в качестве трофея старорусскую икону, которая была помещена в призамковый храм.
В скорбной своей ипостаси родовая усыпальница приняла в свои объятия известных украинских меценатов Михаила Михайловича ( – 1616) и его супругу Раину Могилянку (1598 — 1619), подаривших ей уникальный резной иконостас в стиле украинского барокко. Их же сын Ярема (1612 — 1651), отступившийся от веры предков и перешедший в католицизм, оставил нетронутым православную святыню у подножья замка, а для своих богослужений рядом заложил монастырь кармелитов с величественным костелом святого Михаила.
Богатый на бурные событий XVII век, когда Вишневец не раз становился эпицентром боевых столкновений турецких, татарских, казацких, российских отрядов с войсками польской короны, тем не менее почти не коснулся храма над Горынью.
Последний из Вишневецких — Михаил Серваций (1680 — 1744) в пылу грандиозной перестройки дворца и преображении окружающего его парка не оставил своим вниманием Вознесенскую церковь, преподнеся ей в дар ценную древнерусскую икону приобретенную им во время шведского похода в ноябре 1704 года.
Почти полтора столетья храм в Вишневце пребывал под благодатной сенью покровительства рода Мнишеков, пока не был передан православной общине, которая в 1872 — 1873 годах провела его капитальный ремонт, помимо прочего заменив колокола, позолотив иконостас и надстроив над притвором колокольню.
Пройдя вместе с селением на крутом берегу все невзгоды первой половины ХХ столетия с ее мировыми войнами и советскими гонениям на религиозную деятельность, в мирном 1961-ом Вознесенская церковь все же была закрыта коммунистическими властями, а ее помещения были приспособлены частью под склад, частью под тир.
Забвение длилось три десятилетия, и лишь с обретением Украиной независимости в 1991 году силами местной общины здесь были начаты восстановительные работы, которые проводились без контроля со стороны специалистов-архитекторов, что привело к заливке бетоном захоронений Вишневецких в алтарной крипте. Однако, после официальной передачи храма Украинской православной церкви при содействии национального заповедника «Замки Тернопольщины» у него появилась надежда на достойное продолжение своей славной истории.
Архитектура
Сооруженная в виде удлиненного силуэта из рваного известняка церковь Вознесения Господня в Вишневце является типичным представителем однокупольного трехчастного храмового славянского зодчества, где последовательно соединенные притвор, удлиненный неф с объемным средокрестием и пресвитерий с граненой апсидой образуют гармоничный рисунок при ярко выраженном оборонном характере постройки (массивные стены, высоко поднятые над землей узкие окна-бойницы).
Более поздней пристройкой является высокий двухъярусный объем колокольни под шатровой крышей, который благодаря небольшому фонарю над пресвитерием и центральному объемному куполу на световом барабане со сдвоенными окнами уравновесили разнообъемную конструкцию в антураже древних клабдищенских крестов.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Тернопольская обл., пгт Вишневец, ул. Замковая, 1.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е 85 (М 19) (Сирет – Черновцы — Тернополь — Дубно — Луцк — Ковель – Корбин) до Вишневца. Затем с трассы повернуть в западном направлении у реки. По улице Замковой до дворца, а затем пешим ходом спустится к Вознесенской церкви.
Общественным транспортом в направлении Кременца до Вишневца. От автостанции пешком в направлении замкового комплекса, рядом с которым расположен храм.