История
Кто бы мог подумать, что всего через тринадцать лет на месте небольшого села, первое упоминание о котором относится к 1570 году, появится крупный одаренный привилегиями Збаражских князей торгово-ремесленный центр с двумя церквями, а после разрушительного татарского набега 1598 года – и вовсе превратится в роскошную укрепленную магнатскую резиденцию.
Так в новом качестве город, получивший имя своих благодетелей, быстро развивался и в скором времени (к середине XVII столетия) приобрел все признаки приличествующие своему высокому статусу: замковые стены, мощные каменные куртины, земляные валы, высокие деревянные башни, частокол и глубокий водяной ров по периметру. В середине же самостоятельными узлами обороны были монастырь бернардинцев, Успенская и Вознесенская церкви.
Бурная вторая половина XVII столетия с ее народными восстаниями, польско-турецкими войнами и татарскими набегами оставили на збаражских храмовых стенах, расположенных рядом с синагогой на берегу небольшого ручья впадающего в реку Гнезну, свои незаживающие раны по свидетельству записи от 1700 года, а численность православного прихода значительно сократилась. Это привело Успенскую церковь забвению.
Переход частного города во владение могущественного польского рода Потоцких в начале XVIII столетия становится для православных верующих новым тяжелым испытанием, когда приказом Иосифа (1673 — 1751) всем им надлежало перейти в унию, а их возрожденная на прежнем месте в 1755 – 1758 годах святыня становится филиальной церковью Збаража освященной в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Опека над храмом была поручена священникам Воскресенского храма, которые на долгие годы стали его ангелами-хранителями, даже когда австрийский император Иосиф II (1741 -1790) ликвидировал церковные владения на всей территории бывшей Речи Посполитой, перешедшей под юрисдикцию Священной Римской империи.
В последующем XIX столетии церковь Успения с двухъярусной колокольней, зафиксированной в кадастровой карте города 1830 года, претерпевает ряд перестроек, в ходе которой на месте звонницы появляется здание приходского дома (план города 1899 года).
Первая мировая война 1914 — 1918 годов не обошла стороной этот оплот веры – он получил значительные повреждения, но благодаря снижению политического давления в вопросах вары после восстановления на западноукраинских землях власти польской республики, храм в межвоенный период пережил краткую эпоху своего возрождения, а его приходской дом с 1926 по 1929 год использовался в качестве читального зала Всеукраинского общества «Просвещение» имени Тараса Григорьевича Шевченко.
Так восстановление светоча христианства было связано с неуемной энергией и инициативностью отца Болиновского, благодаря стараниям которого в 1930-е не только сама церковь Успения Пресвятой Богородицы была полностью восстановлена, а рядом с приходским домом появилась трехпилонная колокольня, ставшая частью новой каменной ограды, но и обзавелся современным благом цивилизации в виде электричества.
После Второй мировой (1963 год) в рамках атеистической политики страны советов храм был закрыт, но по счастью избежал участи многих своих братьев, по несчастью, отделавшись лишь уничтожением церковных колоколов и глумлением над иконостасом, когда святыня была приспособлена под склад.
Столь жалкое существование церковь в центре старого Збаража влачила полтора десятилетия, пока ее стены не было решено переоборудовать для экспозиции местного краеведческого музея, который распахнул свои двери перед посетителями в 1982 году.
Значительно увеличившаяся коллекция музейных экспонатов в 1989 году была перенесена в только начавший восстанавливаться замок, а еще через год на храмовое подворье вновь ступила нога священника. Им стал представитель Украинской православной церкви отец Роман Сливко, который 26 августа того же года заново освятил церковь как Успенскую и начал долгий период возвращения ее к жизни.
Именно с именем отца Романа связано не только возрождение святыни на заре нового третьего тысячелетия, но и появление в этих стенах Тернопольской духовной семинарии им. Равноапостольных Кирила и Мефодия, руководителем которой он стал. Так что ныне храм является одним из светочей православия збаражской округи, дающим надежду и веру тысячам прихожан.
Архитектура
Небольшое однонефное однокупольное строение Успенской церкви Збаража на бывшей Приходской площади между бернардинским монастырем и синагогой представляет собой прямоугольник (17м х 12м) с вытянутой полукруглой апсидой в восточной части и двумя симметричными одноярусными прямоугольными со скругленными углами пристройками на уровне хоров.
Внешний выдержанный в стиле барокко декор здания, не смотря на явный оборонный характер (мощные стены, окна лишь на уровне второго яруса), состоит из пилястр ионического ордера, визуально членящие плоскость стен на зеркала, межярусного и лобового карнизов сложного профиля, вытянутых арок с изображением святых на центральном фасаде и их фигурок по бокам от центрального входа и декоративных аркотер доминирующего фронтона с изображением Богородицы в центре.
Колокольня комплекса первоначально представляла собой квадратное в плане двухъярусное сооружение под четырехскатной с уступом кровлей, оттененое широкими угловыми пилястрами и арочными оконными проемами на втором этаже. В нынешнем виде звонница — трехпилонное двухъярусное сооружение под четырехскатной кровлей с арочным проемом центрального входа на первом .
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Тернопольская обл., г. Збараж, ул. А. Чехова, 1.
Ссылки
- Геральдика. Герб Потоцких Пилява
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е85 (М19) (Сирет – Черновцы — Тернополь — Дубно — Луцк — Ковель – Корбин), повернуть в районе Лесок в сторону Збаража, где следовать по ул. Грушевского; или трассе Р43 (Тернополь — Лановцы), а далее по городу по ул. Вячеслава Чорновола до пл. Ивана Франка, где расположена Успенская церковь.
Общественным транспортом из Тернополя до Збаража или в направлении Кременца до поворота на Збараж (от поворота до остановки городских маршрутных такси 15 минут ходу), а затем на маршрутном такси до пл. Ивана Франка, где находится храм.