Слева от павильона Флоры к центру парка ведут две аллеи — верхняя, на которой расположена статуя Меркурия, и нижняя.
Следуя нижней аллей по берегу Ионического моря, в котором расположен фонтан Змея, вдоль статуй Еврипида, Аполлона Бельведерского, Венеры Купальщицы и грота Зеркало Дианы, маршрут приближается к площади Собраний. На площади расположен храм Посейдона, а граничат с ней Большой водопад, долина Гигантов и грот Тантала.
Грот Сциллы расположен напротив статуи Орфея рядом с Парисом далее по берегу Ионического моря. На развилке, уходя каменным берегом в воды Ионического моря, расположены остров Итака и камень Смерти.
Огибая грот Сциллы путь вдоль статуи Амура путь приводит в восточную часть Софиевки.
Меркурий (Гермес) (1800) на Верхней аллее чуть далее фонтана Змея на высоком постаменте воспевает в мраморе античного бога Меркурия (от лат. «Mircurius» – Меркурий).
Меркурию (Гермесу) в античной мифологии приписывали покровительство торговле, ремеслам, воровству и путникам, а так же посреднические услуги между миром богов и миром людей, которые иногда выходили за рамки честности. В гомеровских эпосах этот бог выступает прежде всего посланцем олимпийских богов (передает Одиссею повеление Зевса покинуть Калипсо) и проводником душ в подземное царство (провожает Орфея к Эвридике).
В Ионическое море (Нижний пруд) (1800) Софиевки, основание которого вырублено в гранитной скале, а вода поступает из Верхнего пруда через сеть озер и каналов, получил свое имя благодаря произведениям Гомера «Одиссея» и «Илиада», которые послужили основным мотивом создания метцелевской Софиевки.
Действия этих произведений разворачивались (частично) в Ионическом море (часть Средиземного моря) и острова Итака (современная Италия) откуда был родом главный герой – Одиссей.
Пруд образуется водами рек, которые по мнению греков текли в подземном царстве Аида: Стикс (река мертвых), Мнемосина (река памяти), Ахеронт (река ведущая в царство мертвых из царства живых), Кокиты (река плача), Лета (река забвения), Флегетон (огненная река убийц).
Фонтан Змея (1852-1859), который в проекте, осуществленном Л. Метцелем, представлял собой лишь нагромождение камней, из которых вырывалась струя воды, скульптура же бронзовой змеи появилась в Софиевке позже. Оригинальным инженерным решением архитектор заставил самотечную струю воды вырываться из пасти змеи на высоту до 17 м (с помощью труб с разным диаметром).
Змея, предположительно, должна была символизировать миф о предсказании богами грекам сроков Троянской войны (расположившиеся на привал греческие воины увидели змею, которая выползла из-под очага и съела девять воробьев, что предрекало победу после девяти лет войны).
Статуя Еврипида (1800) в Софиевке – дань уважения человеку, который был одним из основоположников драматургии, чье творчество намного опередило свое время и остается актуальным во все времена. Скульптор изобразил древнегреческого трагика со свитком в руках, подчеркнув тем самым, что в каждом объекте Софиевки разыгрываются немые сцены из жизни.
Статуя Аполлона Бельведерского (1800) — копия бронзовой статуи работы древнегреческого скульптора Леохара (придворный скульптор Александра Македонского), оригинал которой сейчас утерян, а мраморная копия хранится в Ватикане. Софиевский Аполлон уступает оригиналу, высота которого составляла 2,24м.
В Древней Греции Аполлон (от др.-греч. «àπελάω» – отвращающий) — бог солнца и света во всех его проявлениях, покровитель наук, искусств, муз, врачевания. Будучи сыном бога неба Зевса, управляющего всем миром, и дочери титана Кея и титаниды Фебы, Аполлон упоминается во многих мифах и легендах.
Статуя Венера Купальщица (1800), расположенная около грота Зеркало Дианы, вносит элемент легкости и света в этот уголок камней и теней Софиевки своей непринужденной позой и белоснежностью тела.
Венера (лат. «venus» – любовь) (др.-греч. Афродита) в древней мифологии — покорительница сердец смертных и богов, покровительствующая любви, плодородию и весне. По одной из версий она — дочь Урана, рожденная из морской пены, по другой — дочь Зевса (властителя всего мира) и Дионы (дочери Океана).
Грот Зеркало Дианы (1796-1800), необычность архитектурного решения которого заключается в создании иллюзии его изолированности от парка: выбитое в гранитной скале замкнутое помещение с зеркальной поверхностью бассейна посередине, освещается лишь полоской света, пробивающейся через люк сверху, пленяет посетителей Софиевки своей тишиной.
Диана (лат. «Diana») (др.-греч. «Αρτεμις» Артемида) – дочка Зевса (верховного правителя богов) и Лето (титаниды) – покровительница охоты и растительного мира. Легенда, реализованная в гроте, рассказывает о печальной участи Актеона (превращенного в оленя, которого разорвали собаки Артемиды) – единственного из смертных, кто увидел девственную наготу Дианы, когда она собиралась купаться в скрытом от глаз смертных гроте.
Площадь Собраний (1796-1800) – явное творение рук человеческих с клумбой, отсчитывающей годы жизни Софиевки, в самом центре парка выделяется на окружающем фоне природы, почти не тронутой человеком.
Согласно гомеровским произведениям, скитаниям Одиссея был положен конец именно на Площади собрания феаков, где рассевшиеся на камнях и скамьях блаженные феакийцы слушали своего царя Алкиною, который сжалился над героем победы над Троей и согласился переправить его на родину в Итаку.
Храм Посейдона (1796-1800), запечатленный создателем в виде каменной чаше средь круглого бассейна с рыбками на площади Собраний, увит цветущей зеленью. Он расположен как раз там, где указано его расположение в «Одиссее» Гомера — на площади Собраний феаков.
По греческой мифологии Посейдон (греч. «Ποσειδῶν» – Посейдон) — повелитель подводного царства, бог океанов и морей, рожденный от богини земли Реи и титана Кроноса, который, согласно «Одиссеи» Гомера, наказал феакийцев за помощь Одиссею – накрыл корабль ладонью, обратив его вместе с экипажем в камень. Отсюда и произошло название еще одной достопримечательности парка Камня смерти.
Большой водопад (1796-1800), воды которого огибают площадь Собраний и впадают в Ионическое море, образован реками Ахеронт, Коциты, Стикс.
Стикс (др.-греч. «Στύξ» – ужасная) — река мертвых, соединяющая царство мертвых с царством живых, которую питают Ахеронт (др.-греч. «Αχέρων» – Ахеронт) – река скорби и Кокиты (др.-греч. «kokutos» – плач) – река плача.
Долина Гигантов в Софиевке (др.-греч. «Γίγαντες» – великаны) — итог битвы гигантов (сыновей Геи (богини земли) и Тартара (бога низшего царства)) и богов Олимпа, в которой победу, при помощи циклопов и Геракла, одержали боги небес, а побежденные – превратились в горы.
Грот Тантала (грот Страха и Сомнения) с нависающим огромным валуном вызывает холодящий ужас у рискнувших войти в его чрево. Согласно гомеровским эпосам Тантал (др.-греч. «Τάντᾰλος»)(сын Зевса и нимфы Плуто) был низвергнут в Аид за разглашение тайных решений олимпийских богов людям. Наказанием Танталу в Аиде послужили голод и жажда, которые он испытывал находясь в непосредственной близости от источников их утоления ибо не мог к ним прикоснуться.
Софиевский грот Сциллы с каменной тумбой у подножья валуна – символ мужества перед лицом смертельной угрозы. Ведь в древней мифологии Скилла (Сцилла) (др.-греч. «Σκύλλα» – лающая) – дочь Гекаты (богини ночи) – чудовище, пожиравшее всех живых с кораблях, которые проходят через Мессинский пролив (между островом Сицилия и континентом), захватывая жертв по шесть за раз. Одиссей и его аргонавты смогли избежать печальной участи, пройдя через этот пролив, ценой жизни шести своих товарищей.
Статуя Орфея (др.-греч. – «Ορφεύς» – Орфей) – сын Аполлона (бога солнца) и музы Каллиопы, по легенде одаренный отцом волшебной золотой арфой, способной покорять сердца всего живого и неживого. Однако за непочтение к богу виноделия Дионису Орфей был растерзан вакханками, которые разбросали части его тела по свету. Лишь голову рекой Гебр прибило к острову Лесбос, где её принял отец незадачливого юноши.
Парис является одной из ключевых статуй в Софиевке, ведь именно он послужил первопричиной развязывания Троянской войны. Парис — (др.-греч. «Πάρις») — сын Приама (последнего троянского царя) и Гекабы (дочери фригийского царя Диманта), отдав «яблоко раздора» Афродите (богине красоты) в обмен на обладание прекраснейшей из женщин — Еленой — женой спартанского царя Менелая, явился зачинщиком приключений описанных в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера.
Среди волн Ионического моря остров Итака с камнем Смерти туманный и каменистый являлся по легенде родиной Одиссея, до которой он самоотверженно добирался двадцать лет, пройдя после тягот Троянской войны через девять испытаний и не раз побывав на волосок от смерти.
Камень же Смерти символизирует корабль феакийцев, обращенный в камень Посейдоном (богом подводного царства) за помощь Одиссею в путешествии домой на Итаку.
Печальный образ софиевского Амура сына Зевса (верховного правителя Олимпа) и Афродиты (богини любви и красоты) — с порванной тетивой лука и сломанными стрелами — символ вечной любви Потоцкого к Софии, которую не в силах разрушить этот озорной мальчишка, приносящий в мир много печали и страданий посылая стрелы, убивающие любовь.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Черкасская область, г. Умань, ул. Киевская, 12а.
Ссылки
- Заметки путешественника (с план-схемой). Чудесные Софиевки места
- Легенды. Романтическая история Софиевки
- Легенды. Чудесная Софиевка
- Легенды. Монетка на удачу
Как добраться
Автотранспортом по трассе М 12 (Стрый — Тернополь — Кировоград — Знаменка) или М 05 (Киев — Одесса).
Общественным транспортом по железной дороге, маршрутными такси с киевского автовокзала.