История
Закат жизни, когда человек стоит на пороге вечности, заставляет многих оглянуться назад, чтобы оценить оставляемое на этой бренной земле наследие. Одних увиденное удовлетворяет, других — разочаровывает, но есть и те, кто стремится в последней попытке изменить итог своей жизни. К числу последних принадлежал житомирский купец Михаил Федорович Хаботин ( – 1861).
Почет от горожан и немалое заработанное состояние — вот и все достижения зажиточного дельца на склоне лет при отсутствии детей заставили задуматься о воле Божьей, смысл которой обозначился в строительстве независимого от местных церковных и гражданских властей величественного храма для православного люда.
Вот только помогать в реализации этого свободолюбивого грандиозного плана ни церковники, ни чиновник административного центра губернии Российской империи, которой принадлежала власть над Волынскими землями после Второго раздела Речи Посполитой, не спешили: сначала возникли проблемы с местом строительства (городские управители требовали строительства на пустыре в северо-восточной части города), православная же епархия добивалась от жертвователя не только за свой счет построить саму церковь, но и возвести здания притча с обеспечением фундации для его дальнейшего существования.
В связи с всевозрастающими препонами и завышенными финансовыми требованиями власть имущих Михаил Федорович после шестнадцати лет борьбы уже готов расстаться со своей идеей о сооружении новой святыни в центре с нуля в пользу менее затратного проекта модернизации ветхой деревянной Крестовоздвиженской церкви на улице Соборной, но получив очередной отказ, купил на собственные средства землю на пересечении Киевской и Пилипоновской, и добился-таки с помощью ультиматума разрешения на начало строительства.
Под зорким оком Хаботина, который от зари до заката неусыпно контролировал рождение своего долгожданного детища, в 1856 году церковь в честь Архистратига Михаила с двумя престолами (святого Михаила — главный и Воздвижения честнаго и животворящего Креста Господня в теплом храме) наконец была закончена.
Астрономическая в двое превышавшая годовой городской бюджет губернского Житомира сумма возведения святыни (около сорока тысяч рублей) и два отписанные Хаботиным для обеспечения содержания храма здания здания, которые сдавались в аренду, вконец разорили некогда зажиточного купца. Так что на склоне лет его социальное положение упало до простого мещанина.
Установление на житомирских землях после переворота 1917-го власти большевиков с их коленным железом выжигавшим все духовное воинствующим атеизмом в 1927-ом привел к остановке богослужений в Свято-Михайловской церкви, два года спустя и вовсе — конфискации здания с формулировкой «за отсутствие у общины средств на ремонт», а по состоянию на середину 1930-х так и оставшемся без ремонта помещения использовались под склад.
Среди разрушений, смерти и слез Второй мировой войны (1939 – 1945), когда у людей оставалась лишь одна надежда на Бога, с разрешения оккупационных немецких властей пятиглавая житомирская святыня получила свой второй шанс на существование, когда ее двери вновь распахнулись перед прихожанами и были начаты церковные службы.
Свою вторую смерть Михайловская церковь пережила в мирные советские 1960-е — после разрыва договора с православной общиной храм был передан обществу «Знання», которое для строительства административного корпуса уничтожило ее колокольню, подвальные помещения некоторое время использовались под магазинный склад спорттоваров, а в последние годы правления коммунистического режима здесь квартировал кукольный театр.
Лишь с падением советского режима и обретением Украиной независимости религиозная толерантность вернулась в Житомир и одной из ее ласточек стало возвращение храма на пересечении Михайловской и Киевской православной общине города 21 ноября 1991 года.
С тех пор помимо основной архипастырской деятельности при обновленном житомирском храме удостоенном высокого звания Михайловского собора были организованы воскресная школа для детей и молодежи (с 1993) и большая библиотека духовной литературы, что привлекает с каждым годом в его стены все больше новых прихожан.
Архитектура
Пятикупольная трехнефная базилика храма на Михайловской представляет собой прямоугольное в периметре каменное оштукатуренное здание (35м х 16м) вытянутое с северо-востока на юго запад в византийском стиле с пятигранной апсидой и уничтоженной ныне трехъярусной колокольней над притвором. В ее комплекс входят так же построенная на средства благотворителей водосвятительная башня возле церкви и воскресная школа.
Главной доминантой Михайловского собора Житомира служит массивный купол на высоком круглом световом барабане с арочными окнами и четыре угловые идентичные по оформлению центральному главки на выступающих за плоскость храмовых стен стилизованных граненых башнях .
Внешний декор оформления святыни, сложенный из простых компонентов (вытянутые арки оконных проемов, широкий фриз, поясок с геометрическим рисунком, раскрепованные карнизы и зеркальное членение стен) создает единую гармоничную картину одухотворенной величественной красоты как превосходства силы небес над земным.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Житомирская обл., г. Житомир, ул. Киевская, 18.
Ссылки
- Этимология. Советник против мира
Как добраться
Автотранспортом по трассам Е40 (Городок — Броды — Ровно — Борисполь — Полтава — Харьков — Славянск — Луганск) или М21 (Житомир — Бердичев — Винница — Жмеринка — Могилев-Подольский), которые через город проходят по пр. Победы. В городе на кольце повернуть на ул. Киевскую, на пересечении которой с Михайловской расположено детище купца Хаботина.
От житомирского ж-д вокзала общественным транспортом следующим по Киевской в направлении центра до остановки «Михайловский собор»/«Кинотеатр Украина».