История
Его история началась в тиши тенистых аллеях Сада печатников, когда буря красного переворота 1917-го затихла в дали времени, и часы Хроноса отбили уже десятилетия после трагических событий, перевернувших судьбы миллионов и низложивших веками правящий строй к ногам их рабов. Тогда-то здесь по инициативе все того же харьковского союза несущих печатное слово в массы на их зеленом острове в сердце слобожанской столицы для проведения досуга и культурной реализации его членов был организован клуб, получивший в том же году собственное здание.
Собственно именно на подмостках любительской сцены, были заложены основные догматы будущего Театра драмы, который своим официальным открытием в 1933 году был обязан идее пропаганды культуры на просторах социалистических республик. Это наглядно подтвердила первая знаковая пьеса поставленная на его подмостках — «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя (1821 — 1852), тонко высмеивавшая все недостатки имперского мироуклада на примере отдельно взятого провинциального городка.
Первым художественным руководителем театра стал петербургский режисер Николай Васильевич Петров (1890 — 1964), который привез с собой в Харьков из далекой культурной столицы группу актеров, среди которых были такие служители Мельпомены как Л. Скопина, K. Хохряков, B. Малинин, B. Эренберг.
Благодаря имеющейся в распоряжении театра типографии, которая выпускала буклеты, книги и газету, Русская драма в считанные месяцы получает широкую известность среди интеллигенции города и его предместий. Огромной популярности в культурных кругах Слобожанщины ему добавило открытие театральной студии и проведение творческих вечеров как нового течения театрального искусства.
Однако после переноса столицы УССР в Киев в 1934 году, театр лишился типографии и других привилегий положенных столичным сценам, в следствии чего первый художественный руководитель его покинул. Место директора и художественного руководителя официально в 1936 году занял Александр Григорьевич Крамов (1884 — 1951), руководивший им бессменно в течении многих лет и возведший за полтора десятилетия своей деятельности на этом посту любительское начинание в ранг профессиональной сцены, выступать на которой не чурались такие знаменитости как Виктор Володимирович Золотарев В(1889 – 1966).
Когда боевые действия развязанной советами и фашистской Германией Второй мировой войны (1939 — 1945) вплотную подступили к городской черте, харьковская театральная труппа была эвакуирована далеко за линию фронта, продолжая реализовывать свой творческий потенциал на подмостках Иркутска, Хабаровска и Улан-Удэ, чтобы отвлечь и вселить оптимизм в застывшую от ужасов войны интеллигенцию.
Праздновавшийся с огромным размахом в 1949 году 150 — летний юбилей со дня рождения русского классика литературы подарил драматическому царству Мельпомены новое имя – Харьковский академический драматический театр – как дань основному направлению жанра его репертуара.
А через два года (в 1951-ом), после кончины Крамова, у труппы появляется новый наставник и вдохновитель в лице новоназначенного директора Александра Сергеевича Барсегяна (1929 – 2011 ), который более полувека являлся его музой и покровителем. Собственно его творческому гению, тонко уловившему дух времени, харьковский театр обязан награждением в 1971 году званием «академический».
1978-ий стал для труппы и всех почитателей ее творчества огромной трагедией – здание на Чернышевской 11 практически дотла испепелил разрушительный пожар. Так что оставшимся без собственного дома актерам пришлось на долгие годы перебраться в скромный Дом культуры работников связи на улице Скрипника №7 и довольствоваться его непрофессиональной сценой.
Лишь новый сезон 2003 -2004 после долгих десятилетий реконструкции по проекту архитекторов Другака Александра Григорьевича (1954 -) и Михаила Самуиловича Рабиновича (1954 -) Харьковский драматический театр встретил в своем обновленных родных пенатах, что бы продолжать через века нести крупицы мудрости и вселенского добра запечатленные пером мастера на пожелтевших страницах литературных шедевров.
Архитектура
Сначала зал возведенного для Клуба печатники здания по проекту архитектора Александра Григорьевича Молокини был рассчитан на тысячу не особо комфортабельных мест. А само сооружение в архитектурном плане не отличалось от себе подобных – сталинский ампир во всей красе. Пережив Вторую мировую войну, она была в своем первоначальном виде практически до конца 1970-х годов.
Ныне существующее реконструированное здание, как двуликий Янус, органически сочетает в себе классику и модерн, при этом визуально подчеркивая преемственность эпох и не властность времени над вечностью искусства: центральный (восточный) фасад украшенный четырехколонным портиком дорического ордера, вершину каждой из колон которого венчает скульптура музы, балконом за изящными балясинами, широким профилированным карнизом на кронштейнах, пилястрами ионического ордера и декорированным филенками треугольным фронтон гармонично сочетается с симметрией геометрических форм и объемов западного фасада, где стилизованный изящным завитком замковый камень и филенки единственно напоминают о высоком предназначении храма Мельпомены.
Во время последней перестройки притерпели свои изменения сцена, фойе и зрительный зал, вместимость которого была уменьшена до 472 мест, но при этом приобрела характерную для театров планировку.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Харьковская область, г. Харьков, ул. Чернышевская, 11.
Ссылки
- Записки путешественника. Харьковские прогулки
Как добраться
Автотранспортом по трассе М 03 (Киев — Лубны — Полтава — Харьков), М 26 (Харьков — Запорожье — Симферополь). С объездной по Сумской – площади Поэзии – Чернышевской до театра драмы.
Общественным транспортом по железной дороге, маршрутными такси в Харьков, затем ориентир станции метро «Архитектора Бекетова» или «Исторический музей», откуда к театру несколько кварталов.