История
Уже более четверти века не было на белом свете того, чьими стараниями Корец последний раз вознесся на вершину процветания и благополучия, а дух его продолжал преображать любимое детище меняя, даруя, украшая, не смотря на новые реалии жизни небольшого городка и его новых владельцев.
В самом центре рядом с величественной некогда фамильной резиденцией-крепостью согласно завещанию почившего в Варшаве последнего хозяина города из рода Чарторыйских Юзефа Клеменса (1740 — 1810) появилась новая православная каменная крытая железом святыня с такою же колокольней, основанная на средства фундации князя от 22 августа 1780 года и освященная полвека спустя (1834 год) в честь святого Николая.
Пройдет совсем немного времени (три года) с момента постройки, а вокруг нового храма на берегу Корчика появится крепкая деревянная на каменном постаменте с каменными же столбами ограда как первый знак вступления в свои права самой богатой городской православной святыни с приходом более 1800 человек (222 двора).
Внутреннее же убранство Свято-Николаевской церкви совершенствовалось вплоть до 1860 года, когда после иконостаса и верхней кафедры свое место занял жертвенник, а стены были расписаны масляными красками. При этом о ценности ее церковной утвари, ризнице и богословских книг в народе ходили легенды.
Земельная фундация князя Чарторыйского и более поздние жертвования (общее количество более 150 десятин, из которых 83% огородной и пахотной) обеспечили храму статус прихода третьего класса, а так же закрепление за ним Свято-Георгиевской церкви на городском погосте.
Кроме того фундационный акт Юзефа Клеменса не ограничивался земельными наделами, закрепляя за настоятелем прихода помимо денежного жалования в триста рублей право получать от Корецкой экономии 104,5 корца различного хлеба в зерне. Эта привилегия действовала вплоть до 1860-ого, когда российское правительство отменило материальное довольствие священнослужителей.
В заботах о душевном покое своих верующих церковь святого Николая не забывала о молодом поколении, для воспитания которого в приписанном к ней селе Шитня в 1860 году была открыта церковно-приходская школа (обучалось до двух десятков детей), а в самом Корце с 1871 года действовало народное училище на полсотни человек и двухклассная церковно-приходская школа (с 1893 года).
Первая мировая ХХ столетия, после которой ровненская Волынь вновь оказалась под исповедующим католицизм польским флагом, не слишком затронула православную святыню у подножья древнего замка — ее двери все так же были всегда распахнуты перед внемлющими слову Божьему, а службы проводились на украинском языке. Так что епископа Волынского Алексея (1882 — 1943) во время его визитации 1936-го город, где действовали пять православных церквей и монастырь ждал с распростертыми объятиями.
Пережив в постепенно ветшающем состоянии период господства советского атеизма, Николаевский храм уже в высоком статусе городского православного собора начал длинный путь своего возрождения и становления вместе с независимой Украиной в 1990-х, чтобы через четверть века навсегда вписать свое имя в книгу уникальных памятников архитектуры родной земли и надежной опоры своих верующих.
Архитектура
Два стиля и один шедевр зодчего, где каменная классика (техника и материал исполнения) перекликается с мотивами украинской деревянной храмовой архитектуры (планово-пространственная структура), не могли стать заурядным объектом городской застройки. Его кирпичную сущность с трехчастной разбивкой (квадратный неф, прямоугольные притвор и апсида) венчает деревянный двенадцатиметровый купол на сферических парусах и острый шпиль башни сейчас лишь условно носящей звание колокольни.
Внешний декор Николаевского собора выдержан в классическом стиле более характерном для дворцовой архитектуры: пилястры тосканского ордера, декоративный фриз с религиозными изречениями, высокие арочные окна со шпросами в простых наличниках, массивные треугольные фронтоны центральных осей с библейскими сюжетами, спаренные колонные портики тосканского ордера с трех сторон (кроме восточной части), пологие арки с перемычками оконных проемов по бокам нефа.
Колокольня над притвором визуально является продолжением и неотъемлемой частью основного объема здания. Ее сформированный за счет постепенно нарастающих уменьшающихся в объеме квадратных периметров венчает четырехскатная/ кровля с надстройкой-башенкой под остроконечным шпилем.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Ровненская обл., с. Новый Корец, ул. Богдана Хмельницкого, 1а.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е40 (Львов — Дубно — Ровно — Житомир — Киев — Лубны — Полтава — Харьков — Изюм — Славянск — Луганск). В Корце по ул. Киевской (центральная) следовать до поворота на ул. Богдана Хмельницкого, во втором квартале которой находится Свято-Николаевский храм.
Общественным транспортом из Ровно / Житомира / Новоград-Волынского до остановки “Корец”, а затем от Киевской площади в сторону замка по ул. Б. Хмельницкого до Николаевского собора.