История
Город над Устей уже полстолетия как благодаря стараниями Несвижских имел Магдебурское право и отвоевал себе место в торговом мире Речи Посполитой, а помимо православной церкви других храмов на его просторах не наблюдалось, что было связано с православным вероисповеданием его хозяев и отсутствием другой сколько-нибудь значимой религиозной общины.
При всей одиозности фигуры Беаты Острожской (1515 — 1576) в истории волынской земли, которая распоряжалось Ровно в качестве вотчины, а не залогового наследства дочери (официальным опекуном осиротевшей Эльжбеты (1539 – 1582) выступал дядя князь Константин Константинович Острожский (1526 – 1608)), одним из ее несомненных вкладов в формирование будущего уникального многоликого и мультикультурного облика города было строительство первого деревянного костела Успения Пресвятой Богородицы.
Согласно фундации от 18 сентября 1548 года в фонд костела были помимо имущественно-денежной обеспечения: десятины с помещичьих полей сел Заборя и Новогой-Двора и 40 гарицев меда, входили село Тюткевичи (по состоянию границ на момент владения боярином Сцытем Кончадиром), и земельный плац для строительства плебании и это помимо подати с местных католиков. За это ксенз обязывался по воскресеньям и праздничным дням произносить проповедь «Sanam et veram», а так же служить обедню за здравие княгини Беаты, всех ее предков и потомков.
Очередной разрушительный набег татар 1570-го практически стер ровненскую католическую святыню с лица земли: ее богатое церковное имущество растворилось в далях крымских степей, а село Тюткевичи на тридцать восемь лет захватили враждующие между собой зять Беаты Лукаш Гурки (1533 – 1573) и ее последний супруг Альберт Ласский (1536 — 1605). Так что на три с половиной десятилетия городской костел фактически перестает существовать.
Возрождать его довелось уже княгине Анне Острожской урожденной де Штангберг (1575 — 1635), которая в качестве опекунши своих малолетних детей наследников Ровно Александра и Януша новым фундационным актом от 6 декабря 1606 года обязалась построить за свой счет новый храм и с согласия Луцкого бискупа назначить его настоятелем Якуба Слуцкого при возвращении приходу всего ранее дарованного имущества.
Спустя тринадцать лет перед своей смертью во время очередного татарского набега Павел Януш Острожский ( – 1619) как законный хозяин подтвердил для костела в Ровно все ранее выданные фундации, добавив к ним озеро близ костельного села Тюткевичи, мельницу на реке и разрешение на заготовку древесины для строительных нужд или отопления.
С каждым поколением хозяев Острожского майората католическая святыня становилась все богаче: Катерина Замойская (1602 — 1642) придала ему десятину со всякого хлеба с фильварка Забоя, в 1566-ом ей были переданы часть городских сенокосов, Александр Концпольский (1635 — 1720) в 1703-ем предоставил наделенный юрдикой плац «на Заровье» (место, где некогда стоял православный храм), что стало причиной его скорой застройки мещанами.
Во время Северной войны в сначала летом 1706-го шведские, а потом практически в течении года российские войска во время своего принудительного квартирования значительно разграбили Ровно. Костел после их «подвигов» остался в довольно жалком состоянии, но своевременное вмешательство все того же князя Александра быстро вернуло его к жизни.
С приходом к власти Януша Александра Сангушко (1712 – 1775) и развалом Острожской ординации в 1754 году положение костела в Ровно кардинально изменилось в лучшую сторону, ведь фактические владельцы города князья Любомирские не оставляли его своими постоянными заботами: увеличено содержание, изготовлены новые боковые алтари, увеличено число ксензов.
А в 1773-ем, при поддержки сыновей Станислава Любомирского, очередь дошла и до перестройки храма в камне, на которую только магнаты выделили сорок тысяч злотых, а управляющий имениями — более восьми. И при всем при этом строительство двигалось очень медленно и продолжалось четыре десятилетия.
Ошибки в выборе места для строительства (подтапливаемая низменность) и проектирования в 1849 поставили на грань обрушения. В виду чего по распоряжению Луцко-Волынской консистории в том же году он был закрыт, а богослужения продолжены в кладбищенской часовне.
А уже в 1853 году царские власти фактически начали войну с католическим засилием на аннексированных в 1795-ом землях, одной из жертв которой стал и ровненский костел – все имущество его было конфисковано в казну, взамен чего он получил жалкие 261 рубля 25 копеек в год государственного содержания.
Конечно хозяин города Казимир Любомирский (1813 — 1871) взял на себя заботы по сооружению нового храмового здания, но до своей кончины так и не успел увидеть свое творение в совершенстве законченных линий. Его же наследникам уже мало хотелось идти против имперского религиозно-политического шовинизма московитов. Здание так и осталось недостроенным.
Лишь в 1900 году оконченный при спонсировании Романа Дамиана Сангушко (1832 — 1917) по проекту архитектора архитектора К. Войцеховского храм святого Антония наконец распахнул свои двери перед прихожанами, которых в лучшие времена было до семи сотен человек, а духовенства — до десяти.
Пережив, хоть и в несколько пострадавшем состоянии, две мировые войны ХХ столетия и каждый раз возрождаясь еще краше, перед кровавыми советами католическая святыня Ровно не устояла — в начале 1950-х ее окончательно закрыли, имущество разграбили, башни центрально фасада и уникальное внутреннее убранство (витражи, фрески, крипты, орган) уничтожили, отдав само здание под нужды кинотеатра.
В 1987 году уникальная акустика костела святого Антония обеспечили ему судьбу зала камерной и органной музыки созданной еще в 1939-ом и до тех пор не имевшей собственных концертных площадей Ровненской областной филармонии, в качестве которого он существует и сейчас, позволяя любоваться красотой своих неоготических современникам третьего тысячелетия.
Архитектура
Трехнефная базилика святого Антония с граненной апсидой и двумя симметричными пристройками-ризницами в юго-восточной части на главной центральной городской улице Ровно зачаровывает своими средневековыми готическими чертами в красно-кирпичном облачении с трехступенчатыми контрфорсами.
Внешней доминантой комплекса при легких штрихах в виде глубоких стрельчатых арок со шропспами, профилированного карниза и угловых лопаток служит центральный фасад: две лишенные завершения квадратные башни, огромная круглая часовая ниша в изящном обрамлении, декоративная глухая аркада верхнего яруса, башенный парапет, аркатура центральной части, угловые пилястры которого создают неповторимый рисунок монументальной неоготики.
Внутреннее пространство, разделенное на три нефа восьмигранными колоннами с композитными капителями и одетой в зеленый мрамор базой, венчают стрельчатые своды, опускающиеся на внешние стены изящными парусами с лепным декором на оконечности.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Ровненская обл., г. Ровно, ул. Соборная, 137.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е40 (Мостика – Львов — Ровно — Житомир — Киев – Полтава – Харьков — Луганск – Изварино) или Р05 (Городище — Ровно — Острог — Шепетовка — Староконстантинов) или Р77 (Ровно – Тучин – Гоща). В городе по ул. Киевской / ул. Соборной до зала органной и камерной музыки, находящегося на пересечении с ул. Гоголя.
Общественным транспортом до автовокзала Ровно, а потом на городском — до остановки «Филармония», которая расположена в здании бывшего костела святого Антония.