Исторические ошибки официальных документов иногда исправляет маленькая случайность, которая как зерно истины порождает на свет целые фолианты научных изысканий и творческих работ…
Приобретенный в центральном антикварном магазине Киева для Чугуевского музея имени Ильи Репина в далеком 1983 году мастерский портрет долгое время числился в официальных документах художественным изображением А.Н. Терещенко (о чем красноречиво свидетельствовала приклеенная этикетка) авторства Николая Корниловича Пимоненко согласно перечеркнутой чернильной надписи на обратной стороне полотна.
И вот небольшое исследование, в основе которого лежал вопрос определения связи между Репиным и Пимоненко, сразу же выявило связь между двумя художниками через Петербургскую академию художеств и автобиографические сведения, в которых предполагаемый автор портрета Терещенко считал знаменитого чугуевца своим духовным наставником. Здесь же имелись данные о знакомстве Николая Корниловича со своей предполагаемой моделью в спонсируемой семьей сахаромагнатов Рисовальной школой Николая Ивановича Мурашко.
Вроде бы номинальные ответы получены, и изыскания на том можно было бы прекратить, если бы не одно НО. Согласно документальных свидетельств и родового дерева Терещенко никого с инициалами А.Н. в них не значится. Новый толчок перевел поиски в полномасштабный увлекательный квест, в котором было лишь лицо на портрете и несколько орденов на мундире. Последние и стали отправной точкой поисков, хотя опознать удалось лишь орден на левой стороне груди – восьмиконечную (по четыре золотых и серебряных луча) звезду Владимира II степени.
А далее было лишь делом техники установить кто из прославленной семьи сахаразаводчиков был удостоен этой награды под девизом «Польза, честь и слава». Им оказался Николай Артемьевич, что подтвердил Глуховский историко-культурный заповедник. Так что вопрос с личностью изображенного на портрете решился.
Но при этом ни в Центральном государственном архиве Украины, ни в научном издании «Семья Терещено», увидевшей свет в 2003 году, не было и намека на портрет Николая Артемьевича кисти Н. Пимоненко.
Вторая загадка разрешилась случайно, когда приглашенные столичные художники-реставраторы поставили под сомнение идентификацию авторства картины чугуевского музея. Исследовательская работа закипела: Национальный реставрационный центр Украины, Киевский музей русского искусства, Национальный художественный музей Украины…
Согласно предоставленным данным выяснилось, что скорее всего портрет Николая Артемьевича Терещенко является фрагментарной копией знаменитого портрета кисти Николая Дмитриевича Кузнецова его же авторства. Присланные фотографии из столичных музеев лишь утвердили сотрудников музея в верности предположения. Так что ныне идентификация холста завершена. Или нет?..