Поток жизни, поток смерти

Когда-то давно небольшое поселение под Бучачем славилось своими свадебными традициями, благодаря уникальности которых оно впервые появилось на страницах летописной истории еще в конце XIV столетия в научном труде исследователя етносимволизма «Синопсис» Анатолия Демаха. Правда тогда оно еще называлось Загайполе.

Пройдет два столетия. У села появится владелец в лице надворного маршалка Якуба Потоцкого. И его судьба круто изменится: будет получено разрешение на проведение двух ярмарок на Петра и Павла и Честнохрестенье, появятся оборонные сооружения, введено Магдебургское право в 1578-ом, но все это будет уже под новым названием Поток в честь древней фамильной резиденции под Енджеювом, последние права на которую были уступлены Якубом двоюродному брату Яну за полвека до того.

И хотя основатель рода уже не один десяток лет был в сырой земле, но память о семейной колыбели в далеком Краковском воеводстве продолжала жить в его потомках. Так его внук Стефан Потоцкий продолжили обустройство своей новой вотчины после подтверждения всех имущественных прав, возведя в камне замок и римский костел, что дало возможность ему выхлопотать у Сигизмунда Вазы для селения на берегу речки Золотой статус местечка под именем Золотой Поток и стать родоначальником ветви Золотой Пилявы.

Но прозаичная и исторически обоснованная версия названия села всегда у местных была не в чести, что позволило родится на свет двум другим широко распространенным легендам появления поэтического названия селения рядом с устьем Стрыпа, причем обе из них были связаны с самым страшным кошмаром украинских земель средневековья — татарами.

Так согласно первого варианта одна из длительных осад кочевников закончилась предательством одного из местных жителей, который, польстившись на сто золотых, открыл бусурманам тайный подземный ход к сердцу обороны. Все защитники вместе с гарнизоном были убиты, так что кровь залила весь крепостной периметр, отовсюду слышались крики еще живых и стоны умирающих. Но предавший раз, предаст дважды — татары хорошо знали эту азбучную истину; поэтому изменник тоже не ушел от «вознаграждения» – под громкое улюлюканье ему влили золото ста расплавленных монет в горло, что стала уроком для будущих поколений запечатленным в назидательном названии местечка.

Более романтичная легенда гласит, что Золотой Поток — это живительная влага, которую местные отчаялись-было отыскать в своих тщетных попытках спастись от мучительной смерти в время татарской осады, длившейся не одну неделю и исчерпавшую все запасы воды в крепости. Лишь мудрость древнего старца спасла тогда их от страшной кончины — он наказал искать живительную влагу не целованному юноше рожденному на Ивана Купала, первый удар кайла которого навсегда избавил всех от жажды, ибо голубая лента вырвалась из-под земли на свет Божий. Парень всенародным героем, хоть и перестал быть не целованным — все местные представительницы женского пола от мала до велика одарили его своими жаркими объятьями и гарячими поцелуями, а в память о том городок получил свое нынешнее имя.

14-08-2017 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Поделиться в FacebookДобавить в TwitterДобавить в Telegram

Комментирование этой статьи закрыто.