История
История — дама изменчивая. Непостижимы ее благосклонности и немилость: вот, казалось бы вершина славы, а, сделай шаг, и видно дно самого глубокого ущелья. Под взмахом ее трепетных ресниц рассыпаются в прах и возрождаются из пепла творения рук человеческих: империи, города, строения… Так никто в конце XIV столетия и предположить не мог, что через две сотни лет небольшое селение на берегу реки Золотой превратиться в колыбель богатого и могущественного рода Потоцких.
Полученное в первой половине XVI века Якобом потоцким (1481 — 1551) за заслуги перед Польской Короной небольшое селение Загайполе, что ныне расположено в Бучачском районе Тернопольской области, вскоре после наследования его сыном Николаем (1520 – 1572) превратилось в местный центр торговли с дарованием права на проведение двух ярмарок в год (29 июня и 14 сентября) и торгов по понедельникам.
Расцвет же селения связан уже с именем внука Якуба (младшего сына Николая) — Стефана (1668 — 1631), который, приняв имение во владение в 1699 году, через два года не только соорудил здесь замок с густонаселенным предместьем, но и получил для него статус местечка под именем Золотой Поток с разрешением на проведение двух ярмарок в год на святого Прокопа (4 июля) и святого Мартина (11 ноября).
Стефан вместе со своей супругой Марией Амалией (1591 – 1642) из рода молдавских господарей Могил (дочь правителя Еремеи и двоюродная сестра митрополита Киевского Петра) перебрались в стены новопостроенной твердыни на пересечении торговых путей из Галичины в Молдавию. Тогда-то после переноса официальной резиденции Потоцких из села Поток, что располагалось в Малопольше, здесь и зародилась ветвь знаменитого магнатского рода под гербом «Золотая Пилява».
Сильная рука наследника родового гнезда Януша (1618 — 1676) уберегла этот замок от разграбления и разрушения во время революционных событий середины XVII столетия под предводительством Богдана Хмельницкого, когда многие его товарищи по несчастью были обращены в пепел, как и поселения ими охраняемые.
Однако, противостоять жестокой агрессии во время польско-турецкой войны 1672 года крепость не смогла — семья Потоцких перебралась в свою резиденцию в Бучаче, а на магнатском подворье хозяйствовали войска Османской империи Мехмеда IV (1642 – 1693). Лишь четыре года спустя с большими потерями (замок был опустошен и спален) польская армия Яна Собеского (1629 — 1696), в командующий состав которой входил и собственник золотопотоцких земель, вернула его законному владельцу. Но продолжавшаяся еще два десятилетия оккупация Подолья не позволила начать реставрацию твердыни.
Нелегкое финансовое бремя по возрождению разрушенных во время боевых действий фамильных резиденций легла на плечи последующих поколений рода «Золотой Пилявы», которые владели этими землями еще более полстолетия: сначала, не смотря на противодействие расквартированных здесь во время Северной войны 1700 — 1721 годов российских войск, воевода белзский Стефан (1652 — 1727), а затем его сын Николай Базилий (1712 — 1782) по крупицам восстанавливали былое величие архитектурной жемчужины.
Последний оставался владельцем Золотого Потока (в качестве последнего представителя «Золотой Пилявы») вплоть до передачи замка в числе прочих наделов как дара старшей ветви Потоцких в 1764 году, которые, не смотря на смену подданства на австрийское в 1772 году, сохранили за собой право собственности не только на герб (серебряный крест на голубом фоне), но и на все земли имения.
Вот только, не испытывающая ностальгической привязанности к этим землям, родня в скором времени с легкой руки Александра (1756 — 1812) распродала большую часть земель «Потоцкого Ключа». Местечко вместе с твердыней над рекой Золотой переходит в собственность семьи Скварчинских, которые в скором времени перепродают их Ольшевским.
Именно с именем последних связана первая капитальная реконструкция замка в 1840 году — под руководством итальянского мастера укрепленная твердыня преображается в магнатскую резиденцию, в ходе чего исчезла часть оборонного периметра, а дворец переродился в стиле эклектики. Однако, не рассчитав свои финансовые возможности, хозяева были вынуждены расстаться с золопотоцким архитектурным чудом.
Задержавшись лишь на год с небольшим в руках Яна Стаевского, в начале 1840-х имение становится официальной резиденцией легенды хасидизма Израиля Фридмана (1797—1850), новый роскошный дворец которого стала центром этого религиозного течения в восточноевропейских землях.
Последними частными владельцами замка в Золотом Потоке стала семья австрийского дипломата Владимира Ипполита Гневоша (1838 — 1909), которая, не смотря на все тяготы Первой мировой, когда в Москву были вывезены бесценные произведения искусства и библиотека (1918), смогла сохранить неповторимую архитектурную жемчужину, перестроив дворец и превратив ее в спортивно-развлекательный центр.
Вот только вторая половина 1930-х поставила твердыню на грань существования: сначала пожар 1935-го значительно повредил конструкцию сооружений, после чего, не имея достаточных средств, собственники были вынуждены законсервировать комплекс; а затем начало Второй мировой и вовсе лишили ее заботливой хозяйской руки. Высокие глухие стены прельстили карателей из печально известного НКВД, став декорациями его неблаговидных кровавых дел.
В послевоенные годы (вторая половина ХХ столетия) удобные помещения использовались под административные нужды, а с их обветшанием и потерей презентабельности — производственно-складские, пока памятник архитектуры не стал объектом исследования историков в 1989 году, с тем чтобы через два десятилетия знаменательного 5 ноября 2008 года стать частью Национального заповедника «Замки Тернополя», подарившего ему надежду на возрождение.
Архитектура
Некогда мощный оборонный прямоугольный (90м х 85м) периметр усиленный пятью башнями (высота стен достигала пяти метров при толщине около двух), земляными валами и внешним водным рвом в долине реки Золотой представлял собой грозную твердыню, ориентированную с небольшим отклонением по сторонам света с центральным въездом в северо-восточной части.
В потоке времени он практически утратил земляные валы и западную башню (осталось лишь основание), часть стен была разобрана на строительный материал, а от дворца остался лишь остов, но даже в столь неприглядном виде замок в Золотом Потоке вызывает трепет своей монументальной величественностью. Сейчас комплекс состоит из четырех угловых башен, дворца, надвратной башни, оборонных стен и хозяйственного корпуса.
Надвратная башня представляет собой трехъярусный объем, имеющий центральную ось симметрии по северо-восточному фасаду твердыни, под четырехскатной крышей. Его первый ярус занимает непосредственно сама арка въезда под полуциркульным сводом, а на втором и третьем располагаются помещения (ранее жилые). Причем, наличники прямоугольных оконных проемов этой башни украшены резным растительным орнаментом, иониками и маскартонами.
Угловые башни – это пятиугольные бастионы в два с половиной яруса высотой, цоколь под сводчатым перекрытием которых значительно расширен книзу. Их стены еще хранят следы деревянных настилов перекрытий, а об оборонном назначении явно свидетельствуют прямоугольные бойницы с луковичными перемычками.
Дворец, составляющий северо-западную оборонную стену замка толщиной 1,8м, изначально был одноярусным, а в эпоху своей перестройки в первой половине XIX века приобрел второй этаж, обширную систему сводчатых подвалов, открытую арочную галерею на первом ярусе, крыльцо на каждом из дворовых фасадов, коридорную планировку с односторонним размещением комнат и четырехскатную крышу. Изюминкой же сооружения служил портал центрального входа с белокаменной ренессансной резьбой.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Тернопольская обл., пгт Золотой Поток, ул. Дружбы.
Ссылки
- Геральдика. Герб Потоцких Пилява
- Этимология. Поток жизни, поток смерти
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е85 (М19) (Черновцы — Тернополь — Дубно — Луцк — Ковель – Корбин), а затем Н18 (Дружба — Бучач — Тисменица – Ивано-Франковск) до Бучача, а потом в южном направлении до Золотого Потока. Замок расположен вдоль центрально улицы Данилы Галицкого.
Общественным транспортом с автовокзала Бучача до смт Золотой Поток, в 5 минутах ходьбы от центральной остановки которого находится бывшее родовое гнездо Потоцких.