Киев конца XIX столетия. Художественная мастерская иконописи отца. Школа рисования дяди — Николая Мурашко. Еще учеником посильное участие в росписи Владимирского собора и Кириловской церкви рядом с признанными метрами Васнецовым, Врубелем, Нестеровым. Казалось его путь в живописи предопределен классическим образованием и церковными канонами, но не суждено…
Неординарный талант Александр Мурашко искал своего выхода в чем-то ином, сердце юноши звало его туда, где водоворот смелых идей и нового видения свободен от условностей — Высшее художественное училище при Петербургской академии искусств и класс знаменитого Ильи Репина стали первой ступенью к его раскрытию.
А дальше будет европейская Мекка художников — Париж с его классикой Лувра и авангардом Монмартра, который навсегда изменит восприятие и технику Александра, позволив создать свой уникальный творческий стиль и наконец реализовать то потаенное и невысказанное, что годами наболело и требовало реализма яркости красок, декоративности исполнения и насыщенности сюжетной линии.
Долгие поиски себя увенчались знаменитой картиной «Карусели» (1906), которая приносит украинскому художнику золотую медаль на международной выставке в Мюнхене и мировую славу, вписавшую имя Мурашко в анналы импрессионизма наравне с Клодом Моне и Полем Сезанном.
Талант художника, энергия общественного деятеля, мастерство педагога в скором времени сделали Александра Александровича одним из столпов киевского мира искусства, а его картины «Портрет девушки в красной шляпе» и «Сельская семья» возвели на Олимп портретистов новой формации.
Обратной стороной славы, богатства («Карусели» с выставки сразу отправилась в коллекцию Музея изобразительных искусств Будапешта) и четкой общественной позиции оказались банальная зависть и ненависть посредственностей, которые и стали по мнению некоторых исследователей причиной его загадочной и ужасной кончины.
Ведь до сих пор не выяснены все обстоятельства того фатального вечера 14 июля 1919 года, когда Александр со своей супругой Маргаритой, возвращаясь от А.Шустова, были остановлены незнакомым каким-то матросом или солдатом. Госпожа Мурашко отправилась домой, но так и не дождалась своего художника — тело Александра Александровича было найдено на следующее утро в Кмитовом яру.
Безвременно оборванная яркая жизнь в многочисленных регалиях и званиях Мурашко закончилась на одной из киевских улиц предательским выстрелом в затылок, но его душа и сейчас живет в его полотнах, эскизах, набросках и памяти преданных почитателей импрессионизма мира как одного из гением своего времени.