Кто мог угадать в той юной французской прелестнице тринадцати лет от роду, так уверенно и расковано чувствовавшей себя среди роскоши свиты будущей супруги польских королей Владислава IV и Яна II Казимира, прекрасной Марии Луизы Гонзага де Невер, ее духовную наследницу и всесильную польскую королеву, о которой подданные с усмешкой говорили: «Марыся руководит Яном, а уже Ян – Польшей».
Урожденная обедневшей аристократической семьи Мария Казимира Луиза де Лагранж Аркен. С пятилетнего возраста она вращалась в высшем свете Франции в свите своей покровительницы, так что как минимум не омраченное бедностью будущее было ей гарнтировано.
Хотя первое замужество в семнадцать с Яном Собипаном Замойским – последним представителем богатого магнатского рода – обеспечило ей положение в польском обществе, но было лишено любви, да к тому же страдавший от паров зеленого змия благоверный часто был раздражителен и ревновал свою лучшую половину по поводу и без. Так что его кончина через семь лет стала для Марии Казимиры освобождением, при значительных материальных потерях – все состояние Замойских отошло племяннику покойного Михаилу Корибут Вишнивецкому.
Искушенная в придворных интригах, обворожительная и чувственная она гордо шла сквозь презрение польского двора к ее низкому происхождению, что бы вновь ухватить свою птицу счастья за хвост – в тридцать она официально отдала руку и сердце своему давнему и страстному поклоннику Яну Собескому, а еще через три года не без ее помощи супруг стал королем Польши.
Именно с легкой руки Марысеньки, как любовно называл ее супруг, небольшой Золочевский замок превратился в настоящую королевскую резиденцию достойную европейских правителей с китайским дворцом, изящным фонтаном и французским парком – куда же без него. В каждом его уголке чувствовалась внимательная, заботливая и любящая рука хозяйки.
Золочевская королева сводила с ума сильную половину польского высшего света и заставляла сходить с ума от ревновать – слабую, оставаясь рядом со своим королем и родив ему четырнадцать детей. Мария Казимира привнесла в польское общество ту одухотворенную струю художественного расцвета и подъема интереса к эстетической красоте, которой оно не знало ни до, ни после нее.
Марисенька осталась легендой истории Речи Посполитой, хотя так и не смогла до конца стать ее частью – после смерти своего Яна III она навсегда покинула страну своей радости и печали, поселившись в Италии под опекой папы римского Инокентия XII, а после его смерти польская королева, мать чешского короля Карла VII, кума Людовика XIV доживала свои дни лишь милостью французского короля в замке Блуа.