Старый Кременец. Сколько же хранит он в своей памяти больших и маленьких тайн, которые доверили ему простые горожане и сильные мира сего за семь веков существования. О них ходят легенды. Иногда случай являет миру их материальное подтверждение, но львиную их долю судьба хранит за семью печатями для будущих поколений.
А среди них видимо где-то в петле Смотрича хранится и история той, которой суждено было родится в блеске роскоши дома молдавского господаря Василия Лупула и потеряться в лабиринтах шахматных партий европейских политических интриг как расходной пешке – Розанда Лупул-Хмельницкая.
По зову ли сердца или по расчету сочеталась она законным браком с сыном легенды украинского народа, Богдана Хмельницкого, но счастье молодых продлилось не долго – всего год и храбрый Тимофей сложил свою голову при осаде молдавской Сучавы за трон ее отца, а Розанна за день до похорон родила двух сыновей-близнецов, наследников без трона. На том достоверные сведения заканчиваются и в игру вступает сплетенная из догадок, вымысла и фактов людская молва.
Так каменчане до сих пор поговаривают, что свергнутый молдавский господарь вместе с дочерью и внуками какое-то время проживал у местного старосты в доме по улице Трех Хлебов напротив доминиканского собора, причем свою сокровищницу Василий Лупул прихватил с собой. Староста вдохновленный молодостью, красотой и богатством своей постоялицы даже делал ей предложение, да только вдова Тимоша отказала ему во взаимности в обете больше никогда не выходить замуж.
За не имением исторических сведений о дальнейшей судьбе Розанны (по одной версии она была выдана Юрием Хмельницким замуж за Андрея Антоновского или во вдовьем статусе после полтавского Заньковского ключа перебралась в молдавский Рашков, а позднее согласно официальной версии казнена поляками как невестка Богдана Хмельницкого либо по наущению отвергнутого боярина Василия Крупецкого) в Камнеце родилась легенда, что сокровища семьи молдавского господаря остались у того самого местного старосты, который когда-то обеспечил ей кров. Якобы от большой любви к Розанне под честное слово он обязался сохранить драгоценности в своем доме и умер, так и не открыв никому тайны их местонахождения.
Так ли это было на самом деле, или нет – пока клад не найден и информация о том не оглашена, все это остается лишь красивой легендой, которую время от времени подпитывают золотые монетки отысканные мальчишками после Второй мировой в доме старосты и не объявленный клад 1980-х найденный в колокольне доминиканского собора местными пропойцами, которые спустили все даром на зеленого змея.