Уж наверняка талантливый живописец, рисуя на заказ князей Сангушко в начале XVIII столетия икону святого Стефана для их дворца в Славуте, и не догадывался какая необычная судьба уготована его творению и сколько испытаний выпадет на его долю, прежде чем он станет настоящей реликвией, которую будут боготворить за послание небес, за необъяснимость чуда, за уникальность сюжета.
По каким таким причинам в XIX столетии полотно загрунтовали заново и изобразили Спасителя история умалчивает, но на пороге Первой мировой именно с ликом Христа икона украшала дворец Романа Дамиана, когда 19 октября 1917-го обезумевшие от вседозволенности и запаха крови российские солдаты 264 запасного полка подстрекаемые большевицкими комиссарами ворвались в княжескую резиденцию в поисках легкой и богатой добычи.
Не представлявший угрозы единственный защитник дворца 85-летний князь Роман Сангушко был сброшен с крыльца, но звериная жестокость лишь распаленная отсутствием сопротивления требовала своего выхода — немощного старика убили, по одной версии привселюдно расстреляв на главной городской площади Славуты, а по другой — подняв беспомощное тело на штыки и сбросив его с моста в Горынь.
А дальше хмельное вино и не улегшийся в крови адреналин нашли себе новую жертву — та самая икона Иисуса была кощунственно выбрана убийцами в качестве мишени для соревнований в меткости. Полсотни попаданий и ошметки того, что было ликом Сына Божьего были брошены на земь. И плакали небеса над судьбой многострадального украинского народа, над телом безвинно убиенного старца, над практически уничтоженным творением мастера…
Изувеченной иконе не дали пропасть добрые люди, поднявшие ее из грязи и сохранившие сквозь семь десятилетий коммунистического атеистического угара страны советов и Две мировые войны ХХ столетия с верой в сердце и надеждой на торжество вселенской справедливости.
С первыми лучами солнца украинской Независимости полотно впервые за много-много лет увидела свет Божий, отданная в руки профессиональных реставраторов, которым и принадлежит честь открытия этого чуда сакральной живописи: во время восстановительных работ оказалось, что каким-то чудом на полотне исчез второй слой грунта (левкаса), но вопреки законам физики и логики сохранились оба изображения святых. Причем проступивший образ святого Стефана правой рукой как бы прикрывает уста своего учителя, как предполагают теологи, в знак грядущих (по состоянию на 1917-й) большевицких церковных гонений.
Шесть лет трудоемких реставрационных работ, и уникальное полотно с двумя иконами на радость прихожанам заняло достойное место в Кирилло-Мефодиевской церкви бывшего монастыря капуцинов, с тех пор являясь надежным небесным защитником и местной достопримечательностью восстановленной Острожской академии.