Много легенд хранят запорожские берега Днепра. Одни из них имеют под собой историческую подоплеку, другие до смешного абсурдны, но тем не менее все они из поколения в поколение настойчиво передаются из уст в уста местными жителями, добавляя ярких красок серой обыденности украинского индустриального центра. К разряду последних относится и красивая легенда об одном из каменных островков из группы Три столба, что рядом с Хортицей, который носит гордое название «Кресло Екатерины»…
Последняя четверть XVIII столетия в Московии ознаменовалась формированием жесткой вертикали власти, во главе которой стояла почти равная Богу в глазах своих подданных всесильная царица Екатерина II. Почти божественный статус ей, бедной немецкой княжне, свергнувшей в результате переворота своего супруга Петра III, обеспечивал не социально-экономический рост благосостояния населения, а насильственное присоединение Крыма 19 апреля 1783 года. Этот метод удержания власти и сейчас используют никчемные политики Московского каганата в период увядающей жизненной силы для прикрытия своего чудовищного по размаху грабежа страны.
В ознаменование сего «знаменитого события» императрица совершила первый официальный вояж в новоприобретенные земли через юг Украины. За неимением достоверных сведений об точном маршруте следования местные легенды утверждают, что в том числе ее путь пролегал через Александровкую крепость на месте нынешнего Запорожья, что было обусловлено желанием Екатерины посетить знаменитую казацкую Сечь.
Однако, не смотря на высокий сан, всесильная правительница Московии по законам вольного казачества в качестве представительницы слабого пола не была допущена в Сечь (согласно поверью присутствие женщины губит воина) и ей пришлось ночевать в наскоро разбитом шатре на том самом острове «Кресло Екатерины». Якобы в отместку за это правительственные войска и разгромили стан украинского войска.
Легенда несомненно красивая, но не выдерживающая никакой критики, ведь для начала последняя запорожская Новая Сечь в районе урочища Красный Кут в ста километрах от Запорожья была разгромлена и полностью спалена по приказу Екатерины за двенадцать лет до ее Таврического вояжа, на Хортице никогда не существовало казацкого стана, при тоталитарной системе управления Московским государством весьма маловероятно, чтобы его главе мог кто-то в чем-то отказать, да и подходящих живописных мест в округе для разбивки полевого лагеря на берегах Днепра предостаточно (предположительное историческое место стоянки двора был поселок Верхняя Хортица), не говоря уже об Александровской крепости со всеми имевшимися на тот момент благами цивилизации.
Но народная молва – упрямая вещь, которую едва ли остановят какие-то двенадцать лет в историческом контексте или рационально-бытовые аргументы, так что скала между Хортицей и Днепро ГЭС все так же зовется Кресло Екатерины с красивым ореолом этимологического происхождения.