Лютеранская кирха Одессы

История

Одесская лютеранская кирха Лютеранская кирха в Одессе

Хотя первый лютеранской священник появился в Одессе еще при графе Армане Эммануэле де Ришелье (1766 – 1822) в должности градоначальника (1804 год), а спустя восемь лет город стал официальной резиденцией суперинтенданта, каменного храма немецкие поселенцы не имели от ее основания. Нет, конечно же в каком-то виде религиозные службы имели место быть, да и размещение епископской кафедры, охватывавшей практически большую часть юго-востока Украины до Полтавщины, не могла существовать сама по себе.

Однако первые сведения о кирхи на черноморском берегу связаны с началом строительства каменного здания в центре немецкого квартала по проекту Франца Карловича Боффо (1796 – 1867) в 1825-ом. При этом, не смотря на масштабность проекта в классическом стиле, сил и средств у общины было в избытке, что доказывает освящение практически завершенного храма всего два года спустя 9 октября суперинтендентом Южного округа Карлом Августом Беттигером (1760 – 1835).

Деятельность храма на ниве поддержки своей паствы в дали от родины имела успех, о чем свидетельствует значительное увеличение лютеранской общины к концу XIX столетия, что на ряду с обветшанием храма послужило причиной в 1893-ем объявления конкурса на проект масштабной реконструкции одесской кирхи. Из четырех претендентов победителем конкурсной комиссией был признан проект архитектора Германа Карла Шойрембрандта.

Работы, как и прошлый раз, были выполнены в сжатые сроки и, не смотря на практически полную перестройку с изменением стилистического оформления на романскую готику, окончены в 1897 году. Через сем десятилетий храм святого Павла практически второй раз родился заново и был освящен пастором Густавом Адольфом Локкенбергом 1 ноября. Причем в виду доминирования над прилегающими высотами он был внесен во все лоции.

Неф с контрфорсами одесской Свято-Павловской кирхи Неф с контрфорсами кирхи святого Павла в Одессе

А уже в феврале 1920-ого южно-украинские земли были оккупированы красными советами от атеизма, которые немного отдышавшись от счастья захвата богатой добычи имперского наследия начали планомерное наступление на религию во всех ее проявлениях для подмены ее коммунистической идеологией. Под формальным прикрытием голода 1922-ого у одесской лютеранской кирхи были конфискованы наиболее ценные предметы культа из драгоценных металлов общим весом более двух фунтов и семьдесят золотников.

Это ознаменовало собой старт настоящих гонений – Соловецкие лагеря и расстрелы НКВДистами его священнослужителями на протяжении 1930-х к 1938-ому практически положили конец существованию приходу святого Павла, закончившихся снятием главного креста с колокольни.

Румынская оккупация Второй мировой войны на два года отсрочила период полного забвения кирхи в Одессе, когда в ее стенах возобновились службы, проводимые пасторами из Трансильвании. Хотя с возвращением красных, в декабре 1943-его, немецкий приход вновь был закрыт и на этот раз на долго.

Советская власть использовала храмовое здание в своих лучших традициях – то в качестве спортзала с раздевалками и душевыми в алтарной части (что в конечном итоге значительно повредило эту часть), то как склад института связи, пока в ночь с 9 на 10 мая 1976 года здание не сгорело, после чего было брошено властями на произвол судьбы.

Ситуация изменилась лишь на заре украинской независимости, когда возрожденная Свято-Павловская община в 1990-ом после официальной регистрации начала борьбу за свою святыню, которая фактически длилась семь лет и завершилась победой верующих – 23 октября 1997-ого одесская кирха и пасторский дом вернулись в лютеранское лоно.

Портал центрального входа лютеранской кирхи в Одессе Портал центрального входа одесской кирхи

А 4 октября 2005 года наконец был дан старт началу реконструкции Свято-Павловского храма на средства жертвователей, в ходе которой на месте полуразрушенной апсиды с использованием ее материалов вырос немецкий культурно-религиозный центр. В итоге святыня уменьшилась в размерах на половину, четыре колокола заняли свое место на вершине высокой колокольни, внутренние интерьеры обогатились старинными предметами культа, что вернуло зданию первоначальное величие.

Архитектура

Квадратное после реконструкции (сторона 22м) в плане здание под двускатной кровлей, с высокой пятиярусной колокольней над нартексом и ризалитом центрального фасада с визуальным эффектом боковых башен благодаря двухцветной кирпичной кладке и множеству архитектурных акцентов в стиле романской готики доминирует над окружающей застройкой на пересечении Новосельского и Дворянской.

Декор кирхи в обрамлении леса ступенчатых контрфорсов, лопаток, аркатурного пояса, архивольтов на импостах с замковым камнем и без, профилорованного лобового карниза на модильонах, щипцов и люкарн конической кровли колокольни, множество вытянутых арочных окон-бойниц, колон композитного ордера, выполненных с использованием красных акцентов на желтом фоне вырисовывает неповторимый романо-готический рисунок строения.

Главным же его акцентом служит ризалит центрального фасада с высокой колокольней, выстроенной по оси портала архивольта на полуколоннах центрального входа. Его архитектурными украшениями выступают: круглое окно в обрамлении наличника, сдвоенные и строенные оконные арки ажурные и с архивольтами, вимперги.

Дополнительная информация

Адрес: Украина, Одесская обл., г. Одесса, ул. Новосельского, 68.

Как добраться

Автотранспортом по трассе Е95 (Киев – Одесса), Е87 (Одесса — Измаил – Рени), Е58 (Тирасполь — Одесса — Николаев — Херсон — Мелитополь — Мариуполь). По городу спуск Маринеско – ул. Софийская – ул. Преображенская – ул. Новосельского, на которой расположен Свято-Павловский храм.

Общественным транспортом до Одессы, а затем городским, следующим по ул. Преображенской – ул. Новосельского до остановки “Лютеранская кирха”.

Виктория Шовчко

Обсудить статью в сообществе