Украинские амазонки, рожденные чтобы покорять сердца свободолюбивых рыцарей украинских просторов, гордые, прекрасные, воинственные, независимые. Их кровь и сейчас, спустя много поколений, говорит в полную силу деяниями и красотой украинских современниц. Кто земные, богини, мужественные воины или заботливые хозяйки?
Бескрайние до самого неба украинские просторы всегда была щедры на верных сынов, которым неволя была горше смерти, но кто же мог стать им достойными спутницами под стать, как не прекрасные дочери востока. Ведь у казаков всегда бытовал обычай женится только на вольных, чтобы «рабская кровь» не передалась будущим сынам, а вольных казачек в первое время было совсем мало.
Потому-то и привозили из своих дальних восточных походов воины в качестве трофеев не только шелка, золото и драгоценные каменья, но тех, кто становился рядом с ними на тернистый жизненный путь украинской вольницы – знатных турчанок и крымчанок, называемых в народе «ясырками». И вчерашние Надиры, Заиры, Дайры становились православными Надеждами, Зоями, Даринами.
Преданные супруги, заботливые матери, рачительные хозяйки, которые полагались только на себя в виду отсутствия супругов большую часть времени на военных сборах и походах Сечи, они в том числе фактически стояли у истоков высококультурной прекрасной нации вольных людей, взяв на себя воспитание будущих воинов обоих полов так как дети до тринадцати лет воспитывались совместно и в число их подготовки ко взрослой жизни входили езда на лошадях, стрельба из лука, изготовление самопалов, управление лодкой и владение арканом.
В казацких семьях царило равноправие полов и взаимное уважение, да и в мужской среде насилие над условно «слабым полом» было плохим тоном и нещадно каралось вплоть до смертной казни. При этом девушка могла спасти осужденного за любое преступление, если соглашалась взять его в мужья, покрыв голову осужденного белым платком (многочисленные исторические свидетельства, в том числе Г.П. Надихина). Имущество супругов считалось совместной собственностью, и после смерти своей второй половинки казачка имела право на его часть, а также пожизненную поддержку общины.
И в то же время в отсутствие дома мужской половины женам приходилось самим становиться на защиту своего дома и своих детей, поэтому помимо прочей тяжелой работы они сами отлично владели оружием и военными навыками. Некоторые из них вошли в анналы истории как отважные бойцы, готовые дать фору любому мужчине. Так в 1609-ом шесть тысяч казаков под командованием Софии Ружинской взяли штурмом замок князей Корецких на Черемоше, сестра полковника Ивана Доща брала участь у Волынских походах как конник, супруга фастовского полковника Палия Феодосия иногда принимала на себя военные обязанности супруга, а 1642 году восемьсот казачек плечом к плечу с супругами сражались в Азове против турок.
С течением времени поколения казачек стали примером не только христианского милосердия, хранительницами домашнего очага и семейных ценностей, неугасимого оптимизма, фантастической работоспособности в сочетание с красотой, но и одними из первых представительниц современного цивилизованного демократического общества, получая высшее образование в учебных заведениях и курсах Европы, прививая высокие моральные ценности своим спутникам жизни и будущим поколениям украинцев.