Конец XIX – начало ХХ века, когда с позорным крепостным правом наконец было покончено и будущее рисовалось лишь в ярких тоннах, прогрессивные демократические идеи начали будоражить сердца и умы либеральной части общества империи двуглавого орла. Харьков, как научно-просветительская столица Восточной Украины не мог остаться в стороне от общего тренда – литературные салоны, светские приемы и деловые встречи заканчивались жаркими спорами о светлом будущем страны и мира.
На волне всеобщего идейно-экономического подъема с легкой руки Александра Иозефовича 1 декабря 1880 года в слобожанской столице появляется глас просвещенного общества, нацеленный на совершенствование духовно-социальной составляющей губернии как залога ее дальнейшего процветания – газета «Наш край».
И хотя изначально заявленные ее цели были несколько подзабыты под грузом первого убыточного года и переход под крыло могущественного совета горнопромышленников, но ежедневные статьи отличались непредвзятостью, смелостью взглядов и зачастую выступали оппонентом консервативным «Харьковским губернским ведомостям».
Коммерческий и редакторский таланты Иозефович в скором времени обеспечили его изданию ранг одного из крупнейших провинциальных на просторах огромной страны, количество экземпляров которого достигло на рубеже веков цифры в пять тысяч, после февральского переворота 1905-го – возросло до двенадцати тысяч экземпляров в день.
Фатальная для империи Романовых Первая мировая возвела газету «Наш край» к новым журналистским высотам – сорок тысяч экземпляров и выход дважды в день, а ее хозяина-редактора сделала одной из самых влиятельных фигур в Слобожанском крае. Могущество, большой штат сотрудников, финансовое благополучие, строительство роскошного дворца на Сумской и это при довольно непопулярных у правительства идеях (умелая подача материала не позволяла ее закрыть).
Все рухнуло с большевицким вооруженным переворотом 1917-го. Нет конечно же не в одночасье – красных периодически выбивали из Харькова, популярное издание вновь оживало между их пришествиями, пока утвердившиеся в Восточной Украине советы 12 декабря 1919 года не закрыли его окончательно (Ленин считал его основным конкурентом «Искры»). Александр Иозефович, как и многие сотни тысяч других потерял все. Ему бы стоило уехать, но он остался.
Страна только училась жить заново, когда начались сталинские тотальные чистки инакомыслящих, не считаясь с рангами и званиями. Ученые, преподаватели, литераторы, журналисты, творческая интеллигенция все они становились жертвами репрессивной машины большевиков. Люди исчезали со сцены жизни, а он имевший и потерявший все – жил.
А Сан Саныч, как его знали местные, сидя на стульчике возле Оперного или дворике на Сумской, ежедневно смотрел как история проходит мимо него, совершенно не боясь кровавых палачей от новой власти, потому что для них он уже был не опасен – они забрали его работу, его талант, его жизнь.