Одна из самых веселых традиций, пожалуй, самого торжественного момента вступления во взрослую, самостоятельную жизнь новой семьи связана с меркантильным вопросом выкупа права на время и внимание будущей супруги у ее родных и подружек и обличенная в шутейно-развлекательную форму. Она уходит своими корнями в глубокую древность, когда персональное общение (нижних слоев общества – в виду занятости хлебом насущным, высших – обуславливалось условностями этикета) во всех слоях общества стоило несравнимо больше, чем сейчас.
И так все предварительные процедуры от сватовства до выпечки свадебного каравая заканчивались, наступил долгожданный день счастливого праздника с легким налетом грусти, но чтобы получить желанную невесту будущему супругу еще нужно совершить последний шаг. Торжественная процессия жениха направлялась к дому невесты, но путь ей преграждали различными преградами (от символических лент до прозаических бревен), через которые можно было пройти лишь заплатив дань преграждающим из числа родственников и друзей молодой. Торги от лица молодого вели друг или друзья, сам он участвовал в действе лишь в качестве статиста.
После вхождения в комнату девушки, начинался традиционный выкуп места рядом с сидящей за столом невестой при помощи дружки у подружек. Из требований могли быть выложенная денежными купюрами дорожка к будущей супруге или символическая плата сладостями, рушниками, отрезами дорогой ткани (устарело) или экзотическими фруктами и шампанским.
При этом на протяжении всей церемонии друзья жениха старались проникнуть под стол и стянуть туфлю с ножки суженой, а ее подружки делали все, чтобы не допустить этого, так как победа мужской братии означала, что девушка отдавалась без выкупа, а ее товарки оставались без вознаграждения за утрату подруги.
Косу молодой, как символ мироздания (сплетение воедино трех начал – мужского, женского и божественного), имел право продать брат или племянник; право проезда свадебного кортежа – родственники мужского пола, а постели в качестве непорочности – родители. В то же время в некоторых интерпретациях существовал обряд воровства посуды из дома невесты для разбития на пороге суженого как символа перехода в замужнее положение.
После окончания всего действа выкупа невесты молодого усаживали рядом с невестой, и ее родители трижды переспрашивали: «Твоя невеста, не подменили? А то всякое бывает.» После трехкратного подтверждения следовал поцелуй, как единения молодых, и девушка от суженого получала букет цветов в знак большой любви. За этим совершался печальный обряд покрова невесты.