Ее супруга, киевского князя Игоря, древляне, как свидетельствуют летописи, убили в 945-ом за ненасытность с особой жестокостью, разорвав тело пополам с помощью двух наклоненных деревьев. Его идея о сборе дополнительной дани или «походить» при отправленной домой дружине оказалась не из лучших. Но сбереженные мех и мед оказались ничем по сравнению с тем, что ожидало мятежное славянское племя. Княгиня Ольга стала полновластной правительницей Киевской Руси, чему немало поспособствовали жесткие уроки, преподнесенные ею на примере древлян для устрашения врагов и воодушевления друзей…
Тот же предводитель древлян, войдя во вкус своей первой победы, решил, что так же легко получит Киевский престол по праву сильнейшего, причем на совершенно законных основаниях – для этого всего лишь было нужно женится на Ольге, вдове убитого. Не учло мятежное племя лишь одного, что кровь – не водица, а княжая и тем более.
Древляне отправили к Киевской правительнице двенадцать своих знатных мужей для увещевания ее о вступлении в брак с их князем. Напирали они на слабость и покорность природы женской натуры с легким намеком на угрозы, да только позабыли вспомнить, что молчание не всегда – согласие. Внимательно слушала Ольга посланцев от убийцы мужа, да велела им прибыть за ответом на следующий день причем в лодке. А тем временем перед дворцом на вершине холма над Днепром начали готовить все для «теплой» встречи гостей – рыли глубокий котлован.
На следующий день, как подумали древляне, в знак особого почета лодку с ними вместе княжеская дружина подняла и прямо на руках понесла к палатам, да только на вершине холма их ждал не роскошный пир – лодку воины бросили в ту самую глубокую яму и по приказу Киевской владычицы тут же закопали, похоронив посланцев живьем.
Как говорят, вкус приходит во время еды – Ольга послала к древлянскому князю вестника, что готова вступить с ним в брачный союз, однако для безопасности ее приезда к жениху требуется достойное ее сану сопровождение. В стане племени на радостях не задавались долго вопросами (почему княжна не возьмет свою дружину и где подевались их знатные послы), а выслали для эскорта пятьдесят отборных воинов. По прибытии в стольный град древлянская полусотня была приглашена на княжий пир, да только перед тем после долгой дороги они должны были совершить омовение. И как только за последним из воинов захлопнулась дверь бани, ее заперли, обложили по периметру хворостом и подпалили.
Однако вендетта еще не была полной – Ольга направила гонцов к древлянскому князю с извещением о скором прибытии с пожеланием совершить тризну на могиле убитого мужа в Искоростень. А по приезду киевская правительница устроила поминальный пир, где пили лишь древляне, а столичники – делали вид. В один миг трезвая дружина вскочила с лав и перерубала всех местных.
Та том княгиня гордо удалилась в Киев, чтобы в скором времени вернуться под стены Искоростеня с большим войском, да только штурмы в течении года так плодов и не принесли. Тогда в ход пошла хитрость – в качестве отступного от древлян Ольга потребовала всего лишь по голубю и воробью от каждого двора, обрадованные осажденные согласились. После сбора дани воины владычицы Всея Руси привязали к каждой птице по тлеющему труту в обвертке из ткани и отпустили с наступлением сумерек с тем, чтобы они вернулись в свои гнезда, расположенные внутри города под крышами домов. В считанные минуты Искоростень весь пылал. Тех, кто спасался бегством кого убили, кого оставили, обложив еще большей данью.
Было это на самом деле, или лишь выдумка поздних переписчиков летописей, на чем настаивают историки в виду того, что последний сюжет перекликается с легендами об Александре Македонском и библейском Самсоне, окончательно утверждать по прошествии веков не возьмется никто.