История
Первое письменное упоминание известного с начала XV века села Богородчаны, основным занятием жителей которого было ткачество и портняжничество, относится к 1441 году году. В нем собственником этих земель называется староста теребовлянский Иван с Бучача (1400 – 1454), хотя его хозяйствование здесь и не было очень длительным – уже через несколько лет поселение оказывается в руках могущественной семьи Потоцких.
Православное верования издавна было доминирующим на Прикарпатье, наглядным доказательством чего является документальное упоминание в налоговых регистрах от 1515 года батюшки, что подтверждает наличие в селе церкви в каком-то виде. Статус же города оно получило лишь 1631 году.
Усиление влияния католицизма в Богородчанах началось с принятием Брестской церковной унии в 1596 году с подачи владельцев, принадлежавших к польской правящей элите, хотя документально впервые деревянный католический храм появился здесь только столетием позднее с легкой руки графини Констанции Потоцкой (в девичестве Тысменица), вдовы дидыча ключей Богородчанского и Тисменицкого Доминика Потоцкого (1646 – 1683), которая записала фунуш на строительство доминиканского монастыря с костелом.
Первоначально костел Святой Троицы, как и монастырский комплекс рядом, был построен из древесины и освящен в 1691 году. Местность вокруг него быстро заселили мелкая шляхта и десятки ремесленников-переселенцев из Польши. Такая популярность объясняется хранением в этих стенах чудотворного образа Богородицы с пресвятым Младенцем, которые принесли с собой первые отцы-проповедники.
Где-то в первой половине XVIII века католический центр сгорел, хотя святой лик удалось спасти. Своей восстановлением в камне доминиканский монастырь обязан зятю основательницы доминиканской обители, кастеляну каменскому Станиславу Костке Коссаковичу, который начал строительные работы в 1742 году.
После окончания длительного периода работ, продолжавшихся почти два десятка лет, в 1761 Триицький храм наконец был закончен, а через год – достроены и палаты духовенства, которые вместе создали четырехугольный замкнутый периметр. Официальная же косекрация храма состоялась в 1775 году с торжественным возвращением коронованной иконы Богородчанской Божьей Матери.
В жизни монастыря, под крылом и на территории которого почти сразу начала работать обще-приходская городская школа, ничего не изменилось и после переподчинения этой части Буковины Габсбургской короне после распада Ричи Посполитой, а после образования австро-венгерского союза на Прикарпатье пролился золотой дождь его щедрот – во второй половине комплекс пережил масштабное обновление, самым значительным признаком которого стали новые купола костельных башен.
Следующая реконструкция доминиканского комплекса была проведена уже в 1904 – 1905 году под руководством архитектора Теодора Марьяна Талевский (1857 – 1910), когда те характерные барочные завершения башен были с точностью воспроизведены заново, а внутренние интерьеры получили новую настенную роспись.
Но всей этой обновленной красе суждено было существовать только десть лет – в течение боевых действий Первой мировой войны ХХ века комплекс понес большие потери, к ликвидации которых власти Польской республики приступили только в 1922-1923 годах. Работы тогда были проведены лишь частично. Полная же реставрация состоялась в 1930-ом под руководством инженера Вавжинця Дайчака.
После Второй мировой войны, во время советской оккупации, религиозное заведение в этих стенах было ликвидировано. Святой образ Богородчанской Богородицы в 1944 году доминиканец Каэтан Косятый успел вывезти в польский Ярослав (позже оказался в Корбелове). Монастырские помещения использовались под различные нужды, в том числе под музыкальную школу, которая действует здесь и сейчас.
После восстановления украинской независимости в 1991 году в стены храма вернулся святой дух, теперь уже православной конфессии. У комплекса появилась надежда на полное обновление служения во Кресте на благо украинской земли, над которым старательно трудится вся община, хотя в виду масштабности работ дело продвигается не быстро, как всем хотелось бы.
Архитектура
Комплекс доминиканского монастыря расположенный в центральной части Богородчан и состоит из бывшего костела Святой Троицы и пристроенного к нему с севера п-образного двухэтажного духовно-келейного корпуса, которые вместе создают замкнутое пространство с внутренним двором. Построенный в стиле барокко он каменный с последующим штукатуркой и покраской.
Троицкий костел является трехнефной шестипрестольной базиликой с квадратным пресвитерием и доминантой главного фасада украшенного двумя высокими двухъярусными башнями с коробовыми оконными проемами. Двух- и одноуровневые пилястры коринфского ордера, развитые профилированные карнизы, неширокий фриз, таблички и ниши со святыми ликами, развернутый барочный фронтон, высокое сложноконтурне завершения башен со скошенными углами, которые венчают маленькие тумбы с шарами, рисуют легкий и одновременно величественный образ религиозного сооружения.
Главный фасад келейного корпуса духовенства является его архитектурной доминантой сооружения при довольно сдержанном оформлены периметра (простые наличники первого этажа, подоконники – второго, профилированный карниз): к наличникам первого этажа добавлен замковый камень, а углы подчеркнуты ризалитами с парными пилястрами композитного ордера, барочные порталы ниши / входа, парные прямоугольные окна под барочной бровкой и величественные сложнопрофильные декоративные фронтоны с парными вазонами по углам.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Ивано-Франковская обл., смт Богородчане, ул. Шевченко, 61.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Н09 (Мукачево – Ивано-Франковск – Львов), которая через Богородчаны проходит мимо костела Святой Троицы.
Общественным транспортом до автостанции Богородчан, расположенной по ул. Шевченко в одном квартале к северу от бывшего Доминиканского монастыря