История
Фактически история уникального для украинских просторов железнодорожного архитектурного шедевра начала писаться за долго до его физической появления на северной окраине Черновцов, когда австрийская власть в 1841-ем определила основные направления и сроки строительства сверхсовременных на тот момент времени путей единения страны Программой по делам железных дорог.
Хотя сначала пройдет четверть века строительства колеи из Вены через Карпаты в столицу Галичины, а потом через Ходоров и Станислав сквозь чащу лесов – до герцогства Буковина пока 1 сентября 1866 гудок поезда из Львова, который прибыл в железнодорожной станции тогда расположенной на Старовокзальной, прозвучал над городом в первый раз.
Вокзальное сооружение того времени представляло собой двухэтажный периметр с трехэтажными башнями по углам, возведенным по типовому проекту для сооружений такого типа края. Располагалась оно южнее современной станции на холме в направлении здания Кондукторского резерва.
Нынешний новый железнодорожный вокзал стал символом процветания Австро-Венгрии и подтверждением статуса Черновцов, как полноправной столицы края и восточных врат империи, поэтому на его проект заказанный у выдающегося австрийского архитектора эпохи модерна Отто Коломана Вагнера (1841 – 1918) правительство денег не пожалело. Краеугольный камень в его фундаменте был заложен 16 сентября 1906 года.
Продолжительность строительства в первую очередь была связана с выбранным местом расположения нового комплекса – на бывшей трясине, что требовало дополнительных усилий по укреплению фундамента. Поэтому торжественное празднование открытия нового вокзала город отпраздновал лишь 30 октября 1909-ого. Причем именно тогда была основана традиция встречи прибывающих поездов различными мелодиями, которые играл духовой оркестр.
Первый сокрушительный удар по почти новому сооружению нанесла Первая мировая война 1914 – 1918 годов, во время боевых действий оно получило значительные повреждения. Восстановление станции легло уже на плечи нового правительства Румынии, которая аннексировала эти украинские земли 11 ноября 1918 года. Ущерб был настолько значительным, что работы растянулись на два года и были закончены только в 1920-ем.
Но румынские спокойные времена длились не слишком долго – в 1939-ем советский союз и гитлеровская Германия перевернули вторую кровавую страницу ХХ века, начав Вторую мировую войну. Во время ее боевых действий Черновицкий железнодорожный вокзал второй раз получил значительные повреждения. Оккупационная советская власть не замедлила с реконструкцией – работы начались уже в 1945-ем и вскоре были закончены.
Поэтому после восстановления независимости Украина получила здание железнодорожного вокзала в довольно неплохом виде. И при этом уже в 1999 году были выполнены восстановительные работы по осовремениванию комплекса, которые кроме реставрации фасадов и внутренних интерьеров коснулись частичной замены кровли для обеспечения безопасности памятники архитектуры, хотя и в статусе только местного значения. Причем именно в это время была восстановлена традиция исполнения различных мелодий по прибытию на станцию поездов, хотя в современном мире музыкальные увертюры воспроизводят уже гаджеты, а не духовой оркестр.
Архитектура
Периметр железнодорожного вокзала Черновцов фактически представляет собой вытянутый асимметричный (включая массивный переход к восточному крылу комнаты отдыха с хостелом) прямоугольник с перехватами в виде трехъярусных ризалитов, который расположен к югу от железнодорожных путей и к северу от города. Его стилизованны под башни боковые крылья тоже трехэтажные. Доминирующим лейтмотивом его создания служат яркие элементы венской сецессии с их триумфом жизни.
Гармонично скомпонованные элементы архитектурного декора в составе: руста межоконных и угловых лопаток, розеток, простых наличников с акцентированным подоконником оконного ряда второго этажа, неширокого фриза и профилированного карниза, дополненных барочным парапетом с геометрическим орнаментом делают внешние фасады строения лаконичными. А ризалитные акценты в виде осовремененного видение сандриков, архивольтов, замковых камней, бровок и геометрических форм в дополнении высоких шпилей куполов создает неповторимый образ.
Главный визуальный акцент здания со стороны города сосредоточен на центральном многослойном с одноэтажными, украшенными террасами на крыше пристройками по бокам ризалите под сомкнутой кровлей, шпиль которого возвышается над землей на двадцать метров. Его балкон второго этажа с ажурным парапетом и часами в центре является визуальным продолжением огромного двухъярусного окна в обрамлении дуг архивольта, в том числе с орнаментальным оформлением, и перехватом в виде стилизованных замковых камней.
Но жемчужиной фасада вокзала служит все же скульптурная группа центрального ризалита – древнегреческая богиня Ирида (вестница олимпийских богов), находящаяся в центре, и парные фигуры ангелочков, одна из которых с цветочной гирляндой в знак встречи, а другая – с посохом перед дальней дорогой. Сама вестница изображена с высоко поднятой в приветственном / прощальном жесте левой рукой, а правая – легко придерживает хлеб гостеприимства.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Черновицкая обл., г. Черновцы, ул. Гагарина, 38.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Н03 (Житомир – Хмельницкий – Черновцы) или М19 (Ратно – Луцк – Дубно – Тернополь – Черновцы) до объездного пути. В городе по улице Гагарина до железнодорожного вокзала.
Общественным транспортом – по железной дороге до Черновцов.