История
В то время, когда Заболотов (впервые документальное упоминание в 1453 году) был одним из перевалочных пунктов большого торгового пути из Северной Буковины в Галичину, что манил предприимчивых католиков со всей Восточной Европы, найти реализацию своим духовным потребностям они могли найти только в соседних Снятине (приход с XV века) или Коломые (приход основан 1353-ем).
Конечно же для католичан поселка с оживленной торговлей и развитым ремеслом, которых с каждым годом становилось все больше при все более ускоряющемся темпе жизни, становилось все неудобнее использовать драгоценное время на долгий путь в храм, даже когда в соседнем Гвоздце, что за четырнадцать километров, в 1475-ем появился новый костел. Хотя еще больше века уровень критического недовольство отсутствием места для богослужений в селе не был достигнут.
Лишь в 1605 году нашелся тот, кто взял на себя ответственность за решение вопроса создания католического прихода в Заболотове, который к тому времени превратился в крупный центр торговли крупным рогатым скотом Прикарпатья. Им стал дидыч поселка, хорунжий Равский, Станистав Волуцкий (1557 – 1619) из Богуша. Ему на этом нелегком и высокозатратном пути всячески способствовал родной брат, который в то время занимал должность латинского Каменецкого и Луцкого епископа, Павел Волуцкий (1560 – 1622).
Для прихода на средства Станислава Яновича был построен деревянный костел, о котором почти не сохранилось сведений из-за его не долгого пребывания на этой грешной земле – уже через тринадцать (другим сведениям – шестнадцать) лет он был сожжен во время очередного татаро-турецкого нашествия на западноукраинские земли.
Обновление католическая святыня приняла из рук очередного владельца из Бакутських, по завещанию которого в 1669 году часть его имущества отошла приходу, и на эти средства храм был восстановлен. Тот костел тоже был выстроен из дерева, как и предшественник, хотя его история измеряется не годами, а десятилетиями. В то время он принадлежал к Устенскому (Галичскому) деканату, а после 1765 – подчинялся Коловойскому деканату.
После присоединения части западноукраинских земель вместе с Заболотовом к Австрийской империи и с оживлением торгового пути Буковина – Львов поселок начинает играть все большую роль в тогдашнем свете края, что приводит к росту численности католического населения и, как следствие, неудовлетворенности существующим храмом. Поэтому в 1833 году костел был перестроен в опять-таки в дереве.
Ситуация повторилась в начале ХХ века, когда состоятельная Австро-Венгерская империя в двух шагах от своей гибели для подтверждения статуса занялась перестройкой католических святынь подчиненной Буковины в камне – местный храм был заложен в 1902-ем. А после еврейских погромов в следующем году очевидность доминирования католицизма в селение стало очевидным, что подхлестнуло строительные работы.
Величественный неоготический костел в Заболотове, главным вдохновителем строительства которого был его порох отец Леон Новицкий (- 1915), который полностью закончен и освящен в честь Пресвятой Троицы в 1909 году, стал украшением поселка, в то время больше похожего на городок.
К приходу после Первой мировой войны 1914 – 1918 годов в течение следующих десятилетий был присоединен целый ряд окрестных сел (всего до шестнадцати), что увеличило его численность почти в три с половиной раза. При храме было сформировано несколько групп-клубов по интересам (мужская, женская, девушек, Живой Розарий и францисканский орден светских).
В межвоенные польские десятилетия ХХ столетия комплекс Троицкого костела пополнился тремя святынями: каменной кладбищенской часовней построенной Ангелом Яксой-Добеком, деревянными в поселках Троицы и Рудники (в двух последних в воскресенье отправлялись службы) и помещением для дошкольников сестер-служительниц Пресвятой Девы Марии.
С советской оккупацией римско-католический приход Заболотова в рамках атеистической борьбы был закрыт, часовни в близлежащих селах – уничтожены, детский сад распущен, а само здание храма отдано под продовольственный склад, в качестве которого существовало до восстановления украинской независимости в 1991 году, когда святыня была возвращена местной общине.
С 1996 года при костеле работают сестры фелициянки, дом которых три года спустя освятил Львовский архиепископ Марьян Яворский в бывшем приходском здании, которое вернула под покров Креста местная украинская власть. Сейчас католическая святыня находится под опекой Ивано-Франковского деканата и продолжает свой путь через бурные воды бытия.
Архитектура
Трехнефная (боковые значительно меньше по размеру) базилика в стиле неоготики с доминантой башни центрального входа над нартексом и граненой апсидой, в качестве логического завершения центрального нефа с юга, расположена в уютной глубинке квартала вдоль трассы Стрый – Франковск – Черновцы.
Неоготика, которая звучит в каждом архитектурном элементе от двухступенчатых контрфорсов до стрельчатых арок оконных проемов и ниш, от изящной сигнатурки над центральной частью нефа до святых ликов в нишах, от глухих аркад коринфского ордера центрального фасада до величественной «розы» с витражом, от восьмигранного под шатровой крышей с заломом завершения башни до портала центрального входа в простых наличниках с перехватом и крестом во главе тимпана, от фиалов до аркбутанов.
Внутри святыня украшена полицветными полуколоннами коринфского ордера, переходящие в распалубки крестовых сводов, изящным растительным орнаментом фриза, лепным рисунком завершения стрельчатых арок апсиды.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Ивано-Франковская обл., смт Заболотов, пер. Млынский, 3.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Н10 (Стрый – Ивано-Франковск – Черновцы), проходящей через Заболотив. В центральной части поселка, в глубине квартала расположен Триицький костел.
Междугородным транспортом транспортом до остановки Заболотива, а дали – по ул. Возрождения до пер. Млынского, на котором в одном квартале от трассы находится местный римско-католический храм.