Змей-искуситель в монашеской ризе

Споры где в церкви заканчивается вера и начинаются меркантильные интересы во все времена оставались актуальным, ведь конфессия власть имущих обеспечивала поддержку своей веры на все уровнях и беззаботную жизнь ее служителей. И хотя с древности светская власть пыталась декларировать свою дистанцированность от церкви, но все время шла с ней бок о бок, потому что фактически они – две стороны одной медали по имени государственность, обеспечивающие полный контроль над умами и сердцами ее граждан.

Неудивительно, что с постепенным освоением украинских земель польские власти сначала мягко, а потом все настойчивее пыталась латинизировать местное население, особенно его представителей из авторитетных православных богатых славянских родов, для обеспечения прочности своей власти на подконтрольных территориях. Одним из ярких примером этого стала история Ивана IV Ивановича Заславского из древнего рода поборников православия Острожских.

Исторические предания сообщают, что однажды князю приснился страшный сон – будто какой-то татарин пленил его, повалил на земь, плотно связав по рукам и ногам. Проснулся впечатлительный Иван весь липкий от холодного пота страха, который все не как не хотел исчезать даже с первыми лучами рассвета. Видимо, то ночное ведение было столь ярким и реальным, что своими мыслями княжич раз за разом возвращался к нему, усматривая в нем пророчество. Об этом сразу стало известно всем его близким, а значит и огромному штату прислуги богатого дома.

Случайно или нет на второй день после того сна палаты Заславских посетил иезуитский священник Каспер Ногай. Уважаемого гостя Иван Иванович пригласил к своему столу, чтобы за интересной беседой скоротать долгие послеобеденные часы. Хитрый и образованный монах ловко перевел общение в религиозное русло, и между собеседниками разгорелся ожесточенный спор “католицизм против православия”, в которой светскому крайне не хватало опыта теологических диспутов.

Шаг за шагом князь сдавал свои позиции более опытному сопернику, который мастерски крушил все его неумелые попытки защиты веру предков. Наконец вечером Иван признал свое поражение и преимущества латинства, к слову вспомнив тот же пророческий сон. А Каспер Ногай, будто только об этом услышав, рассказал ему свою историю – рожденный татарином еще маленьким мальчиком он попал в плен, был крещен, принял монашеский постриг братьев-иезуитов… поэтому ночные видения он назвал пророчеством и Божьим благословением на перекрещение Ивана в латинского Яна.

Сам князь был настолько потрясен всей этой историей, что вскоре принял католицизм вместе с женой Александрой Санггушко и всей семьей. Причем для латинской веры это открыло новое окно возможностей для Заславской земле – так уже в 1599-ем в родовом гнезде новоиспеченный адепт заложил каменный фарных костел с фундацией его дальнейшего существования, а четыре года спустя в том же Заславле на его же средства начал возводиться монастырь в честь святого Михаила. Далее настал черед появления княжими усилиями римских святынь во всех его имениях.

Хотя некоторые религиозные колебания в сердце Иоанна Януша все же остались, а со временем и усилились вместе с раскаянием, когда в его глаза бросалось все больше несправедливостей творимых под флагом униатской и римской католической церквей – 27 марта 1607 года он первым подписал призыв к Варшаському сейму о запрете Унии, восстановление православной церкви в первоначальном виде, возвращение ей отобранных прав и имущества, хотя так и умер официально будучи католиком.

12-03-2020 Виктория Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.