История
Фактически 1594 год стал знаковым для всей католической общины Заславля (как назывался Изяслав того времени), ведь впервые с момента возникновения города в далеком XII веке его хозяин принял веру Рима – православный от рождения Иван IV Иванович Заславский (1562 – 1629) из древнего рода поборников Константинопольского благословения Острожских вместе с женой Александрой Романовной Сангушко ( – 1610) и всем семейством предал веру предков по наущению хитрого иезуитского монаха Каспера Ногая.
Сила новой веры наполнила его душу для строительства полноценного фарного костела, хоть и на некотором удалении от официальной резиденции, всего пять лет спустя. Главным архитектором проекта был приглашен Я. Мадлена, под наблюдением которого 24 июня 1599 года в основание был заложен первый камень с расчетом, что в будущем храм превратится в фамильную усыпальницу рода.
Выстроенный из тесаного камня приходской храм получил от хозяина имения плац для плебании и на содержание – село Лютаровку (соберет), доходы с которого также обеспечивали школу для обучения местных детей с приглашенными учителями (одну из крупнейших элементарных на Волыни) и госпиталя, которые распорядился организовать при нем Иван IV Иванович (стал называться на латинский манер Янушем). И хотя денег на строительство было выделено немало, процесс растянулся на десятилетия.
А уже в середине XVII века Волынские земли оказались в эпицентре украинской освободительной войн, боевые действия которой принесли на своих крыльях разорение и опустошение на десятилетия. Изяславский костел святого Иоанна Крестителя, как отождествление папской власти, вместе со своим архивом пал одной из ее многочисленных жертв, и был заброшен своими верующими.
Свое возрождение фара приняла из рук великого литовского маршалка, князя Павла Карла Сангушко (1680 – 1750), который получил Заславль вместе с рукой последней и единственной наследницы богатого рода Острожских-Заславских, Иозефины Марии Анны (1693 – 1729). Причем храм именно реконструировался с соблюдением первичного проекта, хотя для устранения значительных повреждений и использовалась кирпич вместо тесаного камня, что значительно ускорило темп работ, и костел Иоанна Крестителя смог открыть свои двери перед верующими уже через три года (в 1723-ем).
Супруга князя Павла, Барбара Сангушко (1718 – 1791), закончила в 1756-ом модернизацию величественной католической святыни, которая выступала усыпальницей всех местных властителей из Заславських и Сангушко. Перестройка и новая стенная роспись (продолжалась до начала XIX века) проходила при участии украинского архитектора итальянского происхождения Паоло Фонтана (1696 – 1765). По его же проекту четыре года спустя состоялась достройка храмовой разницы. В Заславле этот выдающийся мастер нашел свой вечный покой.
Набрав силы вооруженная оккупационная власть московских атеистов, захватившая часть украинских земель в результате переворота 1917-го, начала преследование церквей всех течений и конфессий. Фарный костел Заславля был закрыт в 1929-ом, чтобы превратиться в местный краеведческий музей с большим отделом атеизма и религии.
Во время немецкой оккупации Второй мировой войны на короткие два года здесь последний раз загорелся огонек христианской веры, когда здание было приспособлено под нужды храма святого Владимира Украинской православной церкви (1941 – 1943). Но с возвращением красных советов он прекратил свое существование, вновь уступив свое место музею.
Памятуя о пятитысячном приходе военных лет, советские чиновники решили больше не рисковать и отдали в 1950 году святые стены под потребности машинно-тракторного предприятия с переоборудованием башни под водонапорную башню, что повлекло подмыв почвы, их проседание и нарушение целостности конструкции. Стены и своды здания пошли трещинами.
После умышленного поджога 1984-го, когда огонь уничтожил большую часть кровли и все деревянные несущие конструкции, костел Иоанна Крестителя Изяславля фактически больше не восстанавливался – красные палачи достигли своей цели с помощью местных, которые быстро превратили заброшенное здание в свалку. Самая старая местная католическая святыня в статусе памятника архитектуры государственного значения медленно шагает в свое небытие.
Архитектура
Шестистопный базилика (приобрела крестообразные черты после последней перестройки), что расположена в северной части Старого Заславля, возводилась по канонам католической сакрально зодчества – центральный вход с высокой башней обращен на запад, а граненная апсида – на восток, при том отличии, оси трансепта смещены ближе к нартексу. Доминирующий ее стиль – романская готика.
Изначально построенный из тесаного камня костел Иоанна Крестителя имел крестовые своды из желобочного кирпича (частично сохранены) на каркасной основе, ризницы перекрыты по балкам, при этом черепичная крыша была двухскатной с высокими щипцами. Причем северная разница носит следы оборонного зодчества в виде ключеподибних амбразур. Некогда величественная четырехъярусная башня была покрыта медной шатровой с заломом крышей с люкарнами.
Внешние фасады фары довольно аскетично украшены – только высокие стрельчатые арки оконных проемов, лопатки с каннелюрами, профилированные лобовые карнизы, неширокий фриз, резные белокаменные порталы входов и массивные треугольники фронтонов в обрамлении филенок с круглым окошком-розой в тимпане.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Хмельницкая обл., г. Изяслав, ул. Костельна, 1.
Ссылки
Как добраться
Автотранспортом по трассе Р05 (Сарны – Ровно – Староконстантинов) или Р32 (Кременец – Ржищев) или Р49 (Новоград-Волынский – Шепетовка) далее – по Т1804 (Корец – Славута – Антонины) или Т2313 (Каменка – Шепетовка) до Изяслава. В городе по Независимости – Заславский – Острожской до костела Иоанна Крестителя.
Междугородным транспортом до Изяслава, а затем – в Старый город транспортом, следующим по Острожской до ул. Бернардинской или Костельной.