Дев-вечер или предвесилок. Украинские свадебные традиции

Почти все приготовлено для важнейшего шага, который навсегда изменит жизнь молодоженов: договоренности соблюдены, приданое куплено, гости приглашены, еда – на печи. Остаются считанные предсвадебные дни холостой жизни и два главных передвинчальних обряда: расплетания косы и создание гильця, оба из которых проводились в дев-вечер, который обычно старались провести в пятницу перед свадьбой (обычно праздновали в субботу или воскресенье).

Бывало, что венчание по каким-то причинам назначали на среду (о паре, которая женилась в этот день обычно в народе говорили: “Прогуляли воскресенье”), тогда предвесилок переносился на вторник и никогда на понедельник, потому что последний предвещал не слишком счастливую супружескую жизнь. Причем украинская традиция официально регистрировать брак по субботам (воскресеньям) и средам сохраняется и сейчас в большинстве официальных государственных учреждений страны.

Преддействием обряда было приглашение невестой на вечер к себе домой девушек, парней и родственников старшего возраста дарованием специально выпеченных “шишек”, выпрашивая у родителей своих подружек разрешение им не ночевать дома под предлогом “пірья драти”. Вечером девушки садились на скамейку вдоль стола, а старшее поколение становилось на постель с целью получения выкупа за кровать для молодых. Молодой с дружками по приезде угощали старших гостей водкой и “шишкой”, и те покидали молодежь в доме, позволяя провести девушку замуж.

Само же действо начиналось с усаживания невесты после показательно-наигранного сопротивления в нежелании покидать девичество на кожух как символ благосостояния (позже подушку), которым были застлан в различных вариантах пикна бочка, кановка с водой, сундук с приданым. В некоторых селах девушку усаживали на руки жениха, после того как он выкупал ее косу у родителей или подружек.

Далее начинался непосредственно обряд: брат, мать, жених, сестра, отец, старшая дружка по очереди расплетали косу и вынимали из нее ленты и украшения, которые девушка раздавала подружкам. Причем в течение расплетания молодая должна была плакать, чтобы в замужестве слез не было. После этого мама надевала на девушку веночек и они по очереди с отцом целовали затылок дочери через него.

Потом старшее поколение оставляло молодежь, и наступала очередь “гильця” или “ризки” – свадебного деревца (тополиная, вербная, хвойная, вишневая или черешневая ветвь), что послужило символом жизни-благосостояния, и маленького веночка, который украшал баранью шапку жениха на венчании. Начинала украшение молодая с цепляние на вершину главного цветка, дальше ей помогали подружки (в отдельных случаях обряд исполняли только дружки с молодым), используя собственноручно изготовленные бумажные цветы, ленты, конфеты, колоски пшеницы, калину и барвинок, а в более поздние времена – деньги . Подружки пытались прицепить свой цветок сразу после невесты, потому что это считалось приметой скорого замужества. Дев-вечер продолжался веселыми посиделками с пением песен и угощением.

Во время свадьбы гильце использовали в различных обрядах: танец молодой, передачи между молодоженами, украшения главного каравая, а вечером на второй день праздника старший дружка цеплял его на крышу дома или верхушку дерева у доме молодоженом для счастливой жизни (веточку подавали ему на кочерге), а затем привязывал к нему бутылку водки, которая должна быть выпита в день рождения первенца пары.

08-07-2020 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Поделиться в FacebookДобавить в TwitterДобавить в Telegram

Комментирование этой статьи закрыто.