Он двуликий Янус украинской мифологии, непостоянный и коварный в своих бесконечных внезапных превоплощениях. Он – добро во зле и зло в добре. Неожиданные жесткие изменения (нет разницы положительные или отрицательные) – его рук дело. Поэтому перед его волей можно только склонять покорно голову и принимать как есть. Он властилин подземного царства, великий Карачун (в другой интерпретации «Корочун»).
Родом верования во всесильного повелителя вероятно происходят от прародителей тюркской, куманской и кыпчакской культур, представители которой оставили для потомков азово-черноморского региона немало лексического наследия. Ученые считают, что дословно «карачун» переводится как «абсолютная темнота», хотя позже московиты превратили его в «абсолютное зло», трактуя как «конец» и ассоциируя с внезапной смертью.
Вера во всемогущего Карачуна настолько велика, что даже до сих пор он имеет два официальных праздника – день зимнего и летнего солнцестояния, когда меняются сезоны и в первом случае солнце начинает свой путь на весну (21 декабря), а во втором на осень (21 июня). Хотя в украинских традициях воздаяние почестей ему начиналось за десять дней до того началом рождественского поста.
Хитрые украинские хозяйки знали, как защитить свой дом от злых действий подземного хозяина – просто его, как любого мужчину, надо было задобрить чем-то вкусненьким. Именно поэтому в украинских селах з давних пор существовала традиция выпекания к рождественскому столу пышного одноименного каравая с украшением внутри горсткой зерен различных злаков, баночкой меда и можжевеловой веточкой (иногда перевязывали джутом конопли или льна).
Ритуал выпекания каравая на Коляду предусматривал, что хозяйка обязательно должна быть в кожухе на изнанке, а после подачи на рождественский стол его поровну делили между всеми присутствующими для богатства семьи в следующем году (кусочки обережно заворачивали в платок и хранили, используя при различных магических ритуалах в том числе во время болезни как лекарство), а оставшиеся от разрезания крошки бросали под порог дома и хлева для защиты и умасливания Карачуна.
Хотя в старых толкованиях, как оказалось, скрыто немало истины… Тысячелетия спустя, в 2014-ом, славянский Карачун показал все свое коварство, когда российские оккупанты раз за разом били по самой высокой точке панорамы в попытках завалить телебашню, которая давала информационный сигнал всем населенным пунктам вокруг. За защиту критической высоты, с которой началось освобождение Донбасса, украинские военные расплатились жизнью. Подземный бог забрал свою жертву (на вершине сейчас установлен памятник погибшим воинам). Вот и не верь после этого в украинском мифологию.