История
Она родилась совсем в другом месте в те далекие времена, когда Украина только начала свой долгий путь к возрождению после опустошения восточными варварами три столетия до того – документальные источники подтверждают, что построен лучший образец гуцульского деревянного храмового зодчества (по утверждениям ученых) был в 1615 году в селе Яблоница.
Между тем (в начале XVII века) на южных окраинах Микуличина поселился некий проходимец Ворохта в поисках спасения от государственной службы. Именно он стал фактическим основателем села, которое быстро разрасталось. Набожные новоселы для совершения богослужений за свой счет и трудами на холме над рекой Войтул возвели часовню, которая была освящена уже в 1602-ом.
Она-то и служила главным храмом сообщества в течение двухсот восьмидесяти лет, пережив вместе с Ворохтой последствия разрушительного украино-польского противостояния и начало упадка Речи Посполитой, пока правнук основателя, Иван Ворохта, в 1779-м не надумал жениться. Его избранницей стала Евдокия, внучка Ивана Вороненко, собственника расположенной в нескольких десятках километров Яблоницы.
Древнюю яблоновскую церковь родители назначили в качестве богатого приданого невесты. Так после таинства венчания у Ворохты появилась собственная церковь освященная в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Для перевезенного год спустя сакрального сооружения приготовили место над новым кладбищем (где располагались могилы основателей) как дань уважения. Причем местная часовня тоже оставалась действующей, на ее дворе в 1785-м был заложен каменный крест.
В документальном реестре описания верхней долины Прута 1811 года она значится на прежнем месте, и только через полвека Рождественско-Богородичную церковь перенесли на место разобранной часовни, чтобы она продолжала вести свой приход путем веры во Христе через изменения подданства и все притеснения оккупационных режимов.
Счастливо пережив боевые действия Первой мировой войны 1914 – 1918 годов, небольшая старая церковь Рождества Богородицы перестала удовлетворять потребностям сильно розросшейся религиозной общины ворохтянцев, поэтому в конце 1920-х они приняли решение о строительстве нового большого храма в честь святых Петра и Павла на соседнем холме, куда впоследствии перенесли большую часть церковных ценностей и колокольню на три колокола из древней святыни.
А вскоре началась Вторая мировая война 1939 – 1945 годов, и заброшенный общиной храм оккупационная венгерские власти пристроили под конюшни, что стало роковым для остатков церковной утвари – лошади погрызли иконостас и другие деревянные элементы. Уцелела только спасена Степаном Соликом и ввезенная в США икона Божьей Матери неустанной помощи.
С возвращением советской оккупационной власти Ворохтянский шедевр деревянного зодчества уже в статусе памятника архитектуры был превращен в небольшой местный музей, благодаря которому сооружение отреставрировано в 1970-х группой архитекторов в составе Богдана Киндзельского, Кригория Крука и Ивана Могитича.
Поэтому возвращение украинской независимости 1991-го церковь Рождества Пресвятой Богородицы встретила в довольно хорошем состоянии, а вскоре в ее стенах вновь загорелась лампадка истинной христианской веры. Опеку над ней приняли отцы Ивано-Франковской епархии Украинской греко-католической церкви. Хотя и музей сохранил свои немногочисленные экспонаты в двухъярусной колокольне рядом. При этом специалисты единодушно признают эту ворохтянскую церковь лучшим и самым совершенным образцом гуцульской деревянной храмовой архитектуры.
Архитектура
Деревянное, крестообразное в плане (к восточной алтарной части пристроены равнообъемные прямоугольные периметры) созданное без единого гвоздя церковное сооружение на высоком каменном фундаменте благодаря своему месторасположению на холме отличается от других своих сородичей стройностью силуэта и мастерством исполнения завершения. До недавнего времени одноглавая (сейчас центральный купол дополнен маленькими маковками по осям) она имеет структуру восмерика на четверике с двускатной крышей боковых срубов украшенных треугольными фронтонами.
Особенностью сооружения является небольшой объем боковых ветвей при вытянутости восточного и западного срубов и большой наклон центрального четверика с открытым до пола объемом под балочным перекрытием. Главными внешними украшениями служат поддашья на резных выпусках срубов, а внутренней – сохранившаяся настенная роспись XIX века и новый величественный алтарь.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Ивано-Франковская обл., пгт Ворохта, ул. Довбуша, 1.
Как добраться
По трассе Н09 (Мукачево – Ивано-Франковск – Львов) в центральной части Татарова, а дальше – Р24 (Татаров – Косов – Коломыя – Каменец-Подольский), вдоль которой расположена древняя святыня.
Пригородным или железнодорожным транспортом до станции Ворохты, а дальше – попутным вдоль трассы к церкви Рождества Пресвятой Богородицы.