История
Распад на национальные составляющие вчерашнего крупного геополитического игрока на восточноевропейской арене, которым была долгие века Речь Посполитая, возродил территориальные притязания некоторых ее бывших соседей, а вот ключевая роль десятилетиями так и осталась не занятой в связи со слабостью отдельных претендентов. Некоторые шаги в этом направлении не приносили желаемого результата ровно до момента, когда на карте мира в 1862-ем появилось новое политическое образование – Австро-Венгерская империя.
Амбициозный проект на деле воплотился в активную вплетание новоприобретенных украинских земель с помощью разветвленной транспортной инфраструктуры и внутренней миграции в тело новой империи. Именно тогда-то и родился амбициозный план воссоединения Прикарпатья с Европой железнодорожным путем – так летом 1894-го появилась железнодорожная ветка Станислав – Яремче – Рахов, которая присоединила Ворохту к «большой земле».
Однако для преобразования селения в туристическую Мекку кроме единого железнодорожного внешнего сообщения потребовалась еще и удобная внутренняя инфраструктура, поэтому тот амбициозный проект включал также строительство четырех железнодорожных виадуков через Прут, что было обусловлено особенностями местного рельефа.
Монументальное сооружение с железнодорожным полотном на горе на северной окраине Ворохты (сейчас у базы «Авангард») возводили пленные итальянцы. Причем успели закончить уже в 1895 году, чтобы железная дорога на север вовремя вступила в строй, обеспечив расцвет и стремительное развитие Прикарпатья, которые, казалось, должны были длиться вечно… но, как всегда, вмешалось неумолимое Время.
Сараевское убийство наследника Австро-Венгерского престола, Франца Фердинанда, 28 июня 1914, которое стало поводом для начала Первой мировой войны, погрузили Буковину в состояние глубокого упадка на долгие годы. В польский период интербеллума положение вещей несколько улучшилось благодаря развитой инфраструктуре, и железнодорожным мостам в частности, появилось несколько пансионатов для богатых туристов, но к довоенному положению так и не успело вернуться – помешал новый виток военной эскалации.
Москва и Берлин в 1939-ем вновь начали делить Европу пополам, в результате чего весь мир погрузился в хаос войны с многомиллионными жертвами, уничтожением целых городов и разрушенной инфраструктурой. Правда виадуку на северной окраине Ворохты повезло – он не только устоял меж жерновов двух противоборствующих армий, но даже после окончания войны в 1945-м не нуждался в ремонте.
Правда по итогам Ялтинской конференции оказался, как и вся остальная территория Украины, под советской оккупацией, в течение которой Москва всеми средствами пыталась стереть украинскую самоидентичность и ассимилировать воинственную нацию (но их же пропаганда сделала это невозможным через мифы о злых «бандеровцах»). Были открыть горно-лыжная школа, базы отдыха… этот железнодорожный мост над Прутом фактически так капитально и не реконструировался, сохраняя свой австрийский шарм.
Северный ворохтянский виадук, как память о давней обратившейся в прах империи, счастливо встретил восстановления украинской независимости в 1991-ем и добросовестно продолжает выполнять свои транспортные функции, к тому же невольно превратившись в популярный туристический объект, посмотреть на который в паре с его родным братом съезжаются туристы со всех уголков страны и за рубежа.
Архитектура
Величественное сооружение из тесанного камня и железо-бетонных конструкций длиной 130м представляет собой семипролетный арочный мост с наибольшей аркой перекинутой через реку Прут (шириной – 23м). Кроме железнодорожного полотна наверху два его пролета использованы для разъезда автодороги Татаров – Оринин.
Самой выдающейся частью конструкции является арка через Прут конструкционно усиленная дополнительными шестью малыми арками (по три с каждой стороны) для распределения веса и пилонными лопатками. Все арки обрамлены по контуру архивольтами из тех же тесаных каменных блоков (рядность варьируется от одного на малых второстепенных до трех на
речной).
Дополнительная информация
Место расположения: Украина, Ивано-Франковская обл., смт Ворохта, ул. Данилы Галицького (база отдыха «Авангард»).
Как добраться
По трассе Н09 (Мукачево – Ивано-Франковск – Львов) в центральной части Татарова, а дальше – Р24 (Татаров – Косов – Коломыя – Каменец-Подольский), которая проходит под виадуком у базы «Авангард».
Пригородным или железнодорожным транспортом до станции Ворохты, а далее – пешком 5 минут по трассе, которая проходит под северным железнодорожным мостом севернее ж/д вокзала.