Стоик веры. Яков Головатюк

Великий дар или тяжкое наказание, целительство – каждый его обладатель решает сам, что оно для него лично. Кто-то принимает его как неминуемое зло и просто игнорирует, другие – всю жизнь пытаются от него избавиться, ища спасения в обыденных вещах, а для кого-то этот подарок судьбы становится смыслом жизни, который вдохновляет творить добро из христианского милосердия во имя высшей цели…

Он родился в небольшом поселке Малая Иловица на Тернопольщине и был крещен именем Яков (Головатюк). Обычная набожная многодетная семья. Обучение у отца врачебному делу и умению много усердно работать, призыв в ряды российской армии в шестнадцать – так началась его взрослая жизнь. А через два года Московия снова втянула украинские земли в войну, и он восемнадцатилетний превратился в фельдшера, в качестве которого, видимо и закончил бы Первую мировую если бы не ранение и австрийский плен.

Три года военнопленный Яков работал на сельскохозяйственных работах в Триесте, и только позднее смог убежать, чтобы вернуться в родной дом. Шли годы, приближался тридцатилетний юбилей и время выбирать себе спутницу жизни, но судьба решила иначе – разговор с местным священником и жизненный путь повернул на Почаев.

Послушником лавры Головатюк проходил семь лет, старательно выполняя послушание и любую работу. А после принятия пострига 8 июля 1832 года под именем Иосифа с благословения Польского митрополита Дионисия в монашеском сане (через четыре – иеромонаха) восстановил свою медицинскую практику. Со всех концов страны в лавру хлынул поток страждущих в надежде на исцеление. Активная врачебная деятельность и большое количество паломников настолько мешала другой братии, что отец-настоятель отселил его вместе иеромонахом Иринархом в небольшой домик на местном кладбище.

Так в лекарственных трудах и искренние молитвы летели годы жизни святого Иосифа вплоть до начатой ​​Берлином и Москвой Второй мировой войны, приближение которой он наделенный даром предвидения, ожидал. Так же продолжая исцелять немощных в том числе слепых, глухих и калек, в то же время он активно помогал раненым Украинской повстанческой армии, подчеркивая, что Украина должна иметь свое государство, но пока не имеет на это оружия (на тот момент).

После советской оккупации по итогам войны к великому целителю часто стали наведываться и свои, и чужие (московское Главное политическое управление и разнообразные банды) – так усиливалось антирелигиозный давление со стороны советской власти. В адрес почаевских монахов со стороны карательных органов московских оккупантов неоднократно высказывались угрозы, но отец Иосиф и прочая братия стойко переносили все издевательства, его только перевели в монастырские стены для защиты, так за цилителство началось давление еще и со стороны «дипломированных» врачей.

В самые тяжелые времена советских атеистических гонений (1962) именно благодаря отцу Иосифу Почаевская лавра не утратила своего Троицкий собор – он отобрал у милиционеров ключи и бросил призыв местным прихожанам в защиту святыни. Молодой наместник Варфоломей получил монастырскую православную святыню назад, а мученик ее отстоявший заплатил за это своими свободой и здоровьем (через неделю его отправили в Будановскую психиатрическую больницу, лишили всех личных вещей, пытали каким-то лекарством, от которых тело распухало, а кожа трескалась).

Если бы не покровительство дочери Сталина Светланы Алилуевой, которую он в свое время исцелил от душевного недуга, возможно мир никогда бы больше не увидел одного из духовных архипастырей УПА. Отца Иосифа красные все же отпустили, хотя свои попытки изжить его из мира не оставляли.

Он вернулся в родную Иловицу и поселился у одного из девятнадцати племянников, а другой – отвез своего дядю в лес, сильно избил и бросил умирать в болоте. Восемь часов без сознания в холодной воде должны были стать последними в жизни страждущего, но Господь спас – родственники нашли его на рассвете и вернули в стены обители. Братия не знала, доживет ли Иосиф до рассвета, поэтому перекрестили его в схиму под именем Амфилохий.

Однако в лавре оставаться было опасно, поэтому его забрала к себе в Иловицу племянница Анна, во дворе которой Амфилохий устроил часовню с голубятней на две сотни птиц на верхнем ярусе и террасой-для приема нуждающихся. Каждый день он проводил водосвятные молебны, исцелял, молился и … жил. Рядом со временем появились сооружения для паломников и послушниц, которые помогали по хозяйству.

Годы шли. Зная, что Рождество 1970-ого будет в его жизни последним, Амфилохий устроил грандиозный праздник для своих родственников и односельчан. Однако среди этих добрых христиан, как он говорил, затаился Иуда – на протяжении года старца преследовали приступы необъяснимого происхождения, но он держался, продолжая творить добро. 1 января 1971 года душа раба Божьего улетела на небеса (существует вероятность, что его все же отравили). В ночь смерти ужасный ветер гнул долу деревья, страшная метель заметала все вокруг, мороз сковывал все живое… Все село пришло прощаться с великим целителем, каждый пытался хоть немного пронести гроб, чтобы побыть рядом в последний раз. И мерзлые комья земли страшно падали на крышку гроба – все как он и предсказал.

06-02-2021 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.