История
Религия и политика от сотворения мира всегда шли рука об руку, защищая интересы друг друга, несмотря на отрицание этого факта и номинально-показательной обособленности. Именно поэтому за политическим присоединением земель всегда приходила религиозная экспансия, как один из методов закрепления достижений в умах и сердцах новых подданных. Вот почему уже через несколько лет после появления на картах Ричи Посполитой города Надворной (Краснодвор) в качестве имущества рода Куропатвов (1589) братья-хозяева Павел и Николай начали хлопоты о строительстве большого каменного костела.
Первый камень его фундамента освятил в 1599-м епископ Ян Димитрий Соликовский (1539 – 1603), хотя наличиствующая часовня Пневского замка удовлетворяла религиозные нужды растущей католической общины еще полвека, в то время как самостоятельная городская католическая община была создана спустя десятилетия после начала строительных работ.
Пока шло возведение святыни католицизм в Надворной постепенно все сильнее утверждался на этих землях в качестве доминирующей религии польской шляхты, которая пришла на эти исконные украинские земли вместе с королевскими ставленниками. Костел, который стал одновременно приходским также для куропатвовских сел Гвозд, Назавизов, Пасечная и Пнев, был освящен епископом Андреем Щедзинским в честь Святой Троицы в 1649-ом вместе с дарением мощей святых Лаврентия и Антония.
Как один миг пролетит над Надворной столетие польско-украинского противостояния и частых турецко-татарских набегов. За это время костел несколько утратил свой первоначальный барочный лоск, поэтому в 1713-ом тогдашние совладельцы города Елена (в замужестве Белзецька) и ее брат, каноник и канцлер Львовской Кафедральной капитулы, Александр Куропава начали масштабную перестройку храма. В то же время при костеле по инициативе хозяйки имения была открыта больница с содержанием за счет доходов с села Гвозд.
Долгожданное окончание работ ознаменовало освящение престола святой Анны в 1739-м епископом А. Оранским и бокового святого Юрия два года спустя – епископом Я. Августиновичем.
Сильный пожар 1823-ого так сильно повредил католическое сооружение, что капитальный ремонт превратился в модернизацию внутренних помещений с их расширением и пристройкой в западной части, что при ограниченности финансовых ресурсов (только на контрибуции новой австрийский власти 1786, 1807, 1810 годов после распада Ричи Посполитой пошла почти вся золотая храмовая утварь, включая оклады с икон) было довольно сложным делом. Косекрацию восстановленного храма отправил пятнадцать лет спустя архиепископ Франциск Пиштек (1786 – 1846).
Первым в череде испытаний надворнянского костела ХХ века стала Первая мировая война 1914 – 1918 годов, к счастью почти не оставившая на его стенах своих смертельных меток, хотя смена подданства снова на польское в итоге подарила ему масштабную реконструкцию 1937-ого по инициативе местного ксендза Юзефа Смачняказа по проекту архитектора Лаврентия Дайкача (1882 – 1968). Так старое храмовое сооружение стало лишь передсенником с часовней нового трехнефного, полностью завершить которое помешала советская оккупация 1939 года, что ознаменовала собой начало Второй мировой войны.
Возобновление московской оккупации украинских земель с молчаливого согласия мира, который назвал себя цивилизованным, привело к массовой эмиграции из Прикарпатья на историческую родину польского населения в 1944-м согласно договоренности между красными советами и Польшей. Это обеспечило почти бескровное закрытия главной надвирнянской католической святыни в послевоенное время, всю ценную утварь которой диаспора забрала с собой.
Опустевшие стены костела советы в 1947-м пытались приспособить под местный Дом культуры, но что-то не сложилось и просторные помещения оказались во владении районного потребительского союза, который приспособил его под склад с полным равнодушием к состоянию памятника архитектуры, уже отпраздновавший три с половиной века своего бытия.
Ситуация изменилась только с возвращением украинской независимости в 1991-ого, когда все московские оккупационные запрета пали, и святыню вернули 23 октября того же года вновь католическому приходу в честь Успения Пресвятой Девы Марии. Так начался долгий ее путь к своей истокам.
Архитектура
Изюминкой главного католического храма в Надворной фактически является сам его объем, который объединяет старое и новое сооружения (а не одно является перестройкой другого с поглощением) – пристройка большого трехнефного объема в ХХ веке была совершена к восточной ветви трансепта древнего сооружения, поэтому следует рассматривать их как составляющие единого целого.
Так первичный Троицкий костел, который сейчас фактически выступает в роли нартекса с традиционной ориентацией северо-восток – юго-запад, представляет собой однонефное крестообразное небольшое сооружение с вытянутыми хорами и полукруглой апсидой. На сейчас его главными украшениями служит сохранившийся старинный высокий сложнопрофильных декоративный фронтон западной ветви трансепта, которая сейчас выполняет роль центрального входа, с барочными боковыми сплывами и плавной линией завершения, глубокие арочные окна со шропсами, профилированные карнизы, широкий фриз и простые угловые лопатки.
Относительно новая часть Успенского костела – трехнефное базиликальное сооружение с доминирующим центральным, полукруглой апсидой и двумя пристройками ризниц по сторонам хоров в стиле неоклассики с нестандартной ориентациею юго-восток – северо-запад. Крупными мазками его внешнего декора служат каменная облицовка нижнего яруса и лопаток верхнего, сигнатурка над алтарной частью, высокие оконные прямоугольники боковых нефов, двускатная кровля, заодно покрывающая хоры и ризницы, и высокий арочный оконный ряд апсиды, которому со стороны внутреннего двора вторит открыта арочная опоясывающая галерея.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Ивано-Франковская обл., г. Надворная, ул. Михайла Грушевского, 7.
Как добраться
По трассе Н09 (Мукачево – Ивано-Франковск – Львов). В Надворной по улицам Соборная – Сечевых Стрельцов – Юрия Федьковича – Михаила Грушевского (поворот направо), в начале которой расположен католический храм Успения Девы Марии.
Междугородным автотранспортом до АС-2 Надворной, а дальше – два квартала через майдан Шевченко до улицы Михаила Грушевского, где расположен бывший Троицкий костел.