Железнодорожная станция Яремче

История

Железнодорожная станция Яремче (вокзал) Железнодорожная станция Яремче

Актуальным для австрийской власти вопрос строительства железнодорожной ветки Делятин – Яблуница в начале 1890-х стал после осознания необходимости наконец транспортного связывания полученных более ста лет назад в результате развала Ричи Посполитой украинских, обособленных Карпатской грядой земель с основной территорией империи, тем более, что к тому времени начали все более четко прорисовываться экономические перспективы туристического развития края, а так же центра снабжения качественной древесины и песчаника.

В рамках прокладки пути через Яремче кроме одного из крупнейших в Европе арочных виадуков (пролет центральной арки был равен 65м в ширину) 1894 года постройки, в тогда еще поселке появилась небольшая собственная железнодорожная станция, через которую в Центральную Европу начали массово вывозить ценную древесину и сверхпрочный ямненский песчаник.

Это в начале ХХ века разбалованная европейская элита распробовала вкус сладкого карпатского воздуха и кристально чистый вкус воды горных рек в волшебном антураже гуцульского села с его сохранившимися украинскими культурно-бытовыми традициями и народными промыслами., после чего на станции начали останавливаться все больше пассажирских поездов.

Дом путевого обходчика железнодорожной станции в Яремче Дом путевого обходчика в Яремче

Станционным зданиям, выполненные в характерном для железнодорожных сооружений Австро-Венгрии того времени стиле, чудом удалось устоять во время ожесточенных боев Первой мировой войны 1914 – 1918 годов местной локации, хотя они и получили повреждения; само железнодорожное сообщение на этом направлении остановилось из-за подрыва яремчанского виадука отступавшими московскими войсками в 1917-ом.

Полное восстановление этой карпатской транспортной артерии ждало своей очереди при Польской республике долгих десять лет, пока деньги на финансирование проекта не нашлись у совершенно другой страны, которой железная дорога в этом направлении была крайне нужна для связи со своим сувереном СССР – 13 июля 1927 года в торжественной обстановке сообщения через местный железнодорожный мост было открыто во второй раз на средства Чехословакии (в предыдущие годы польские власти использовала временные деревянные конструкции).

Железнодорожный вокзал Яремче (городской фасад) Железнодорожный вокзал Яремче

Яремчанские станционные сооружения, которые были восстановлены и с перерывом выполняли свои непосредственные функции во время интербеллума и первых двух лет советской оккупации (1939 – 1941), боевые действия Второй мировой войны сильно повредили. У советской власти, с молчаливого согласия мира оккупировавшей Украину по итогам Ялтинской мирной конференции 1945-го, деньги на восстановление железнодорожного сообщения Делятин – Деловое нашлись только два года спустя (остатки старого австрийского виадука попросту были разобраны, а им на смену пришли железо и бетон).

Железнодорожный вокзал с сопутствующими сооружениями после долгих десятилетий московской оккупации и первых трудных лет восстановления украинской независимости после 1991-го, наконец в 2010-х дождался своей капитальной реконструкции, поэтому железнодорожные ворота города сейчас встречают своих многочисленных гостей со всех уголков планеты, сверкая на ярком горном солнце новой краской.

Архитектура

Железнодорожных станционный комплекс возведенный в традиционном для Австро-Венгрии начала ХХ века неоклассическом стиле между единственной железной линией (в районе вокзала разветвляется на три с перроном и двумя дополнительными пассажирскими платформами) и автодорогой Мукачево-Ивано-Франковск. Он состоит из непосредственно вокзала, дома путевого обходчика и бывших мастерских дорожного хозяйства (сейчас здание банка).

Мастерских дорожного хозяйства Яремчанского железнодорожной станции Мастерских дорожного хозяйства станции

Вокзал – асимметричное двухэтажное т-образная в плане сооружение с двумя парадными фасадами с двумя ризнообъемнимы угловыми ризалитами (больше в три окна с севера и акцентированной центральной частью со стороны центральной городской площади). Его украшением служат массивный угловой и проемов (первый ярус коробовых арок) руст, простые наличники с доминантой замкового камня прямоугольных окон первого этажа и второго – без, треугольный фронтон с центральным круглым слуховым окошком большого ризалита, фундамент в плитке и профилированные карнизы.

Станционные сооружения: домик обходчика – одноэтажный маленький, в одно окно по фасаду с угловым рустом и профилированным лобовым карнизом; мастерские – полутора ярусные с полумансардной крышей, украшенные четырьмя щипцами люкарн, плиточной облицовкой фундамента и простыми оконными наличниками.

Дополнительная информация

Адрес: Украина, Ивано-Франковска обл., г. Яремче, ул. Свободы, 268.

Как добраться

Автотранспортом по трассе Н09 (Мукачево – Ивано-Франковск – Львов), проходящей через Яремче по улице Свободы, вдоль которой на расстоянии зеленой зоны расположен местный железнодорожный вокзал.

Общественным транспортом до авто / железнодорожного вокзалов Яремче (от первого по Свободы до южной части города три квартала, где расположен станционный комплекс).

Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Поделиться в FacebookДобавить в TwitterДобавить в Telegram