История
Актуальным для австрийской власти вопрос строительства железнодорожной ветки Делятин – Яблуница в начале 1890-х стал после осознания необходимости наконец транспортного связывания полученных более ста лет назад в результате развала Ричи Посполитой украинских, обособленных Карпатской грядой земель с основной территорией империи, тем более, что к тому времени начали все более четко прорисовываться экономические перспективы туристического развития края, а так же центра снабжения качественной древесины и песчаника.
В рамках прокладки пути через Яремче кроме одного из крупнейших в Европе арочных виадуков (пролет центральной арки был равен 65м в ширину) 1894 года постройки, в тогда еще поселке появилась небольшая собственная железнодорожная станция, через которую в Центральную Европу начали массово вывозить ценную древесину и сверхпрочный ямненский песчаник.
Это в начале ХХ века разбалованная европейская элита распробовала вкус сладкого карпатского воздуха и кристально чистый вкус воды горных рек в волшебном антураже гуцульского села с его сохранившимися украинскими культурно-бытовыми традициями и народными промыслами., после чего на станции начали останавливаться все больше пассажирских поездов.
Станционным зданиям, выполненные в характерном для железнодорожных сооружений Австро-Венгрии того времени стиле, чудом удалось устоять во время ожесточенных боев Первой мировой войны 1914 – 1918 годов местной локации, хотя они и получили повреждения; само железнодорожное сообщение на этом направлении остановилось из-за подрыва яремчанского виадука отступавшими московскими войсками в 1917-ом.
Полное восстановление этой карпатской транспортной артерии ждало своей очереди при Польской республике долгих десять лет, пока деньги на финансирование проекта не нашлись у совершенно другой страны, которой железная дорога в этом направлении была крайне нужна для связи со своим сувереном СССР – 13 июля 1927 года в торжественной обстановке сообщения через местный железнодорожный мост было открыто во второй раз на средства Чехословакии (в предыдущие годы польские власти использовала временные деревянные конструкции).
Яремчанские станционные сооружения, которые были восстановлены и с перерывом выполняли свои непосредственные функции во время интербеллума и первых двух лет советской оккупации (1939 – 1941), боевые действия Второй мировой войны сильно повредили. У советской власти, с молчаливого согласия мира оккупировавшей Украину по итогам Ялтинской мирной конференции 1945-го, деньги на восстановление железнодорожного сообщения Делятин – Деловое нашлись только два года спустя (остатки старого австрийского виадука попросту были разобраны, а им на смену пришли железо и бетон).
Железнодорожный вокзал с сопутствующими сооружениями после долгих десятилетий московской оккупации и первых трудных лет восстановления украинской независимости после 1991-го, наконец в 2010-х дождался своей капитальной реконструкции, поэтому железнодорожные ворота города сейчас встречают своих многочисленных гостей со всех уголков планеты, сверкая на ярком горном солнце новой краской.
Архитектура
Железнодорожных станционный комплекс возведенный в традиционном для Австро-Венгрии начала ХХ века неоклассическом стиле между единственной железной линией (в районе вокзала разветвляется на три с перроном и двумя дополнительными пассажирскими платформами) и автодорогой Мукачево-Ивано-Франковск. Он состоит из непосредственно вокзала, дома путевого обходчика и бывших мастерских дорожного хозяйства (сейчас здание банка).
Вокзал – асимметричное двухэтажное т-образная в плане сооружение с двумя парадными фасадами с двумя ризнообъемнимы угловыми ризалитами (больше в три окна с севера и акцентированной центральной частью со стороны центральной городской площади). Его украшением служат массивный угловой и проемов (первый ярус коробовых арок) руст, простые наличники с доминантой замкового камня прямоугольных окон первого этажа и второго – без, треугольный фронтон с центральным круглым слуховым окошком большого ризалита, фундамент в плитке и профилированные карнизы.
Станционные сооружения: домик обходчика – одноэтажный маленький, в одно окно по фасаду с угловым рустом и профилированным лобовым карнизом; мастерские – полутора ярусные с полумансардной крышей, украшенные четырьмя щипцами люкарн, плиточной облицовкой фундамента и простыми оконными наличниками.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Ивано-Франковска обл., г. Яремче, ул. Свободы, 268.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Н09 (Мукачево – Ивано-Франковск – Львов), проходящей через Яремче по улице Свободы, вдоль которой на расстоянии зеленой зоны расположен местный железнодорожный вокзал.
Общественным транспортом до авто / железнодорожного вокзалов Яремче (от первого по Свободы до южной части города три квартала, где расположен станционный комплекс).