Таинство рождения украинского младенца начиналось еще с символизма подготовительных обрядов свадьбы, где главную роль играло пшеничное зерно во всех своих ипостасях, как символ плодородия и продолжения рода. Именно поэтому иногда первую брачную ночь молодожены проводили именно на не обмолоченных снопах.
С древнейших времен, когда беременность носила более мистически-сакральный смысл, как хранительница и вместилище новой жизни женщина в социальном плане поднималась обособляясь над обществом для принесения в этот мир здорового, красивого и счастливого потомства. Именно поэтому в этот период ей старались не отказывать в маленьких и больших просьбах, удовлетворять ее прихоти и оберегать от всего безобразного, страшного или просто недоброго, чтобы увиденное не передалось будущему ребенку. Считалось, что чем счастливее будущая мама и чем больше прекрасных вещей ее окружают, тем здоровее и красивее родится младенец.
Причем беременные украинки, опираясь на древние народные суеверия, старались как можно дольше скрывать свое положение, чтобы уберечь дитя под сердцем от порчи и сглаза. А когда скрывать положение уже было невозможно, то по приметам будущая мама должна была раздавать маленьким детям вокруг как можно больше сладостей, чтобы гарантировать своему будущему ребенку сладкую жизнь. Еще в старину бытовали поверья влияния дородового поведения матери на будущее дитя: ругаться – не будет зубов, воровать – будет родимое пятно, гладить животных – будет мохнатым, вязать – обвяжется пуповиной, обрезать волосы – укорачивать жизнь, покупать заранее детские вещи – родится мертвым.
Непосредственно в таинстве родов еще в XIX столетии в Украине принимали участие только сама роженица и бабка-повитуха (породильна), имя которой указывалось в метрических книгах вместе с родителями новорожденного. Потому как ей доверялось перерезать пуповину специальной топором или веретеном, проводя новую жизнь в этот мир и, по мнению наших предков, наделяя ее при рождении теми или иными способностями. Если срок уже вышел, а младенец не спешило рождаться, то стоило будущей маме лишь пооткрывать в доме все ящички, чтобы запустить процесс.
Во время родов кровать роженицы отгораживали от прочего помещения специальной занавеской, за которую без разрешения бабки не мог зайти никто – ни чужой, ни близок. Она же в случае слабости младенца на грани жизни и смерти имела право окрестить его, а также осуществляла первое магическое священное купание в воде с травами (здоровье), зерном (плодородие), золотыми и серебряными монетами (благосостояние), медом (сладкая жизнь и красота для девочки) или сверлом (трудолюбия для мальчика). После этого ребенка осушали у печки и зажигали свечи для отпугивания зла.
Молодая мать сразу после родов считалась нечистой, поэтому по украинским традициям она тридцать пять дней не должна была покидать дом (так могла плохо повлиять на хозяйство в целом и сгубить урожай), чтобы пройти полный (физический) цикл очищения. Сразу после рождения ребенка мать роженицы одаривала ее хлебом и святой или утренней колодезной водой проводила обряд «сливания», смывая все нечистое из тела дочери.
Через неделю после рождения проводились «визитации» близкими родственниками, замужними подружками молодой мамы, соседями, которые приносили щедрые подарки для малыша и сытные продукти для его кормящей мамы. После этого родители вместе с избранными будущими кумовьями выбирали для ребенка имя (обычно по церковному календарю или в честь кого-то из предков). Если ранее в семье были случаи детской смертности, проводился обряд передачи малыша через окно крестным родителям. Так же до церковного крещения в качестве оберега от всякого зла и его носителей на дно колыбели малыша клали иглу, ножницы или нож.