Интересным остается факт, что первоначально «чернокнижник» в украинской мифологии имел вовсе не логическую трактовку, которая линейно происходит от слов «черный» и «книга» – его глубинный смысл в славянской мифологии скрывался в ответвлении особого рода чертей, управляющих мятежными душами, заставляя последних сбрасывать на чем-то провинившиеся земные города и села град как наказание, а еще насылать страшные, сметающие все на своем пути смерчи.
А связано это было с народными верованиями в рождение благословенного дождя для украинской земли в кристальных водах озера Йик, что таится в глубинах Черных гор. Но иногда недобрые люди для организации голода через засуху собираются вместе на его берегах, читая вслух какие-то таинственные черные книги. И превращается вода в лед, гневается Господь этих злодеев, бросая в них молнии и перуны, что крушат тот лед на маленькие (а порой и не очень) осколки. Так вместо посланных Всевышним капель дождя падают с небес градины. Именно поэтому в священный Йик нельзя бросать камни, потому что Бог сразу начнет сердиться.
Лишь в конце XIV – начале XV веков с чернокнижниками стали отождествлять людей, которые продали свои бессмертии души ученому Щезби для получения бессмертия и сверхчеловеческих возможностей, которые предоставляли им возможность с помощью заклинаний с колдовских книг (черных книг) сеять в угоду нечистому хаос, войны, голод , распри, ненависть и смерть на украинской земле с помощью черной магии, направленной на разрушение ради победы зла над добром в вечной борьбе этого мира.
Причем отдельные толкования чернокнижника, именно как заклинателя и повелителя града и грозовых туч, который ведет с ними долгие разговоры, встречается в отдельных фольклорно-исследовательских источниках и в более позднего времени (в том числе в Верхатского, 1902).
По преданию, Тоты, которые уже усвоили все письмена и старшую науку идут в ученики к чернокнижнику, чтобы на практике освоить методы борьбы с Богом насыланием на села разрушительных ураганов. Именно они долгими годами оттачивают свои навыки, оставляя после себя усеянный смертями, разрушениями и голодом путь, чтобы в конце концов превратиться в таких же чернокнижников и воспитывать новое поколение воинов Зла.
Но все недобрые погодные чары падут, стоит лиш гонихмарнику выйти без страха абсолютно нагим во двор с пасхальным калачом (ритуальный круглый хлеб с дырой в середине, который святився и ставится на праздничный стол, но остается нетронутым, чтобы беречь своим присутствием в доме семью до следующей Пасхи) в одной руке и свечой – в другой, чтобы обойти дом вокруг трижды, посмотреть сквозь отверстие в калаче и произнести слова: «Коли не ласковісте бурі, тучі чорнокнижники (що град товчуть), до мене на тайну вечерю, то не маєте права на мій хутір» – град мгновенно прекратится.