Отшумели все заботы предсвадебной суеты с постепенным восхождения от волнительной неуверенности сватовства и помолвки до закрепления социального соглашения выкупом невесты и дев-вечером. К празднику все готово – каравай на столе, вышиванки наглаженны, веночек сплетен, ну и гостей ждет щедро накрытый стол с разнообразными блюдами и питьем. Долгожданное воскресенье (или среды) наступило.
Начинался этот день торжеств с подготовкой выезда молодого за невестой, когда цветами и лентами украшался «свадебный поезд» или «беседа» (запряженная лошадьми тачанка, линейка или бричка). После того молодого с дружками угощали его родители и выводили за ворота хлебом отец, за рушник мама под пение и благословение святой водой и зерном пшеницы.
А тем временем подружки в доме девушки одевали ее в свадебное вышитое платье, покрывали голову фатой, обували в белые ботинки, прикалывали цветок, а она в свою очередь благодарила родителей за свое воспитание и просила прощения, после этого ее сажали за стол с караваем и булочками-ежиками вместе петь песни в ожидании жениха.
По прибытии «поезда» происходил еще один ритуал выкупа молодой, трижды предложенный дважды отвергаемый его получали сладостями и алкоголем родственники или соседи невесты, после чего жениха пускали наконец в дом и сажали на «посад» рядом с его избранницей. Родители благословляли и угощали дорогого гостя перед длинным обрядом венчания. После этого старший дружка обвязывал полотенцем руки молодоженов и родители трижды обводили их вокруг стола, после чего торжественная процессия отправлялась в церковь.
Празднование свадьбы начиналось с возвращением молодоженов в дом родителей девушки – их встречали песнями-поздравлениями, осыпая зерном, хмелем, мелкими монетами, сушеным терном, конфетами. Невеста приглашала гостей к столу, на горном месте которого лежали караваи супругов (молодого из «сосенками») и стояли две бутылки вина перевязанные красной лентой («покраса»), причем садились в определенной последовательности: в центре молодожены (пить им не давали), по бокам от каждого их родители, потом – родственники, неженатая молодежь выходила из дома кроме дружок и подружек.
После выпитой третьей рюмки гости одаривали молодую пару – старший дружка подносил гостю рюмку, а свашка – «шишку»,
приглашенный приветствовал молодоженов и клал свой денежный вклад в вовремя подставленную подарочную коробочку или банку.
Ближе к вечеру наступала очередь обряда покрывания, когда две свахи или замужние родственницы за большим платком снимали свадебный веночек и расплетали косу девушки, чтобы заплести две и сложить калачом на ее макушке, покрыв платком, после чего покрывальници трижды целовались, а она официально получала статус молодой и принимала поздравления. Затем девушка должна была перетанцевать со своими подружками, кладя фату им на плечо, и каждую одарить лентой, но не из своего свадебного венка. Заканчивался танец со свекровью (если та женит последнего сына) или своей мамой (если выдает замуж последнюю дочь), а затем своей фатой прикрыть глаза своему молодому, чтобы больше не смотрел на других девчат.
Приближалась очередь обряда обувания тещи в новые сапоги (ботинки), который предусматривал мытье ног матери молодой новоявленим зятем сначала грязной водой с камнями и крапивой, после которого он обувал ее в старую обувь и танцует, а потом омывание водкой и обувание подарочных новых (чтобы не мозолили клал в них деньги). В результате теща полностью рассчитывалась с молодым (чтобы не быть должницей), после чего они вместе «пританцовывали» новую обувь.
Позднее свахи шли готовить постель молодоженам в доме парня, а дружки – жечь костры в его дворе для очистки от нечистой силы и как элемент духовного перехода в новую сущность взрослой жизни. Для чествования невестки свекровь простеляла дорожки до самой калитки. Когда молодые приезжали, молодой брал свою супругу на руки и вносил в дом, где их встречала мать с хлебом-солью. Девушка быстро прибирала дом добром из своего приданого (полотенца, покрывала, салфетки, посуда), а затем повязывала новый платок свекрови и одевала свекру вышиванку. Затем дружка вел пару «на покой» (первая брачная ночь).
Но на том свадьба не заканчивалась и могла длиться до недели (в зависимости от возможностей сторон). Точку в веселом празднестве ставили символическим забиванням чипа (прикорень), который забивался во дворе молодого или молодой, если они родители отдавали замуж / женили последнего из своих детей (символ, что в этом дворе свадеб больше не будет) и гонением кукушки, когда в конце застолья последнего дня сваха ставила на стол большую миску с водой и начинала хлопать по ней руками, чтобы брызги разносились в все стороны и гости бежали домой.