Дракула черниговского разлива. Юрий Дунин-Борковский

Окутанная кружевом тайна баловня судьбы слава притягивала к себе пристальное внимание окружающих еще при его жизни, ведь что может быть магнетичней для людской молвы нежели датские корни, огромное наследство и сиротское детство. Да к тому же, после двадцатилетнего отсутствия Юрий Дунин-Борковский появился на Сечи ниоткуда, чтобы сделать стремительную карьеру от сотника до черниговского полковника в свои тридцать два и второго после Гетьмана человека, генерального обозного, через несколько лет (даже непродолжительное время возглавлял государство в качестве наказного гетмана). Ну как тут было не стать любимой фигурой для сплетен современников?

А еще была большая меценатская работа, ведь только на Черниговщине его счет были отреставрированы Спасо-Преображенский собор, Воскресенский, Благовещенский храмы, Пятницкий и Елецкий монастыри, также дарованная его щедрой рукой ценная церковная утварь с именным клеймом, часть которого сохранилась и по сей день. Но именно своей государственной позицией он сильно досаждал московской власти, которая всеми силами и средствами пыталась оккупировать Украину. Так черными сплетнями и ложью выдающегося общественно-политического деятеля выходцы мокшанских болот превратили в глазах потомков чуть ли не в вампира.

Началось еще при его жизни… В Чернигове, городе, для которого он сделал так много, очень быстро распространились слухи о том, что Дунин-Борковский водит дружбу с нечистым, ведь в церковь не ходит, днем ​​его не видно, работает только ночью и богатствами бесчисленными владеет – Ой, не с проста это все!

Дальше-больше… После смерти эти слухи с подачи московских прихвостней превратились в местную страшилку-легенду, причем она были настолько живучей (спустя много времени после смерти запорожского генерального обозного Войска Запорожского ее записал Владимир Максимович), что почти похоронила правду о великом сыне своей земли.

Так, согласно черниговских басен после смерти Юрия Василия в городе начали исчезать люди. Очень скоро нашлись и очевидцы, которые собственными глазами видели его тень, выходившую из своей могилы в стене Елецкого монастыря, чтобы на роскошной карете запряженной четверкой вороных пронестись пустыми городским улицам к семейному имению, прихватив по дороге с собой какого-то полуночного гуляку. А там, в тишине дворцовых залов, приведение будто бы впивось неудачнику в шею своими острыми зубами, чтобы выпить всю кровь, тела же без лишних хлопот – просто сбрасывало в дворцовый колодец.

Страх настолько охватил черниговцев, что был вынужден вмешаться местный архиепископ Иоанн Максимович (предок того, кто в письменном виде донес эту легенду до сегодняшнего дня), который якобы встретил на Красном мосту ту самую карету Борковского, окрестил ее крестным знамением, после чего марево исчезло в водах реки Стержень. Для закрепления эффекта по традиции был еще осиновый кол в сердце черниговского «Дракулы». На том народ успокоился, московская пропаганда сделала свое черное дело, исказив до неузнаваемости светлую память о великом сыне Украины.

08-10-2021 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Поделиться в FacebookДобавить в TwitterДобавить в Telegram

Комментирование этой статьи закрыто.