Судьба, как наглядный пример демократических основ существования украинского общества до московской оккупации, ведь только при таких условиях в XVII веке каждый мог занять должность соответствующую его умениям и способностям. Интересно, что казак Кость Гордиенко, о молодых годах которого информация практически отсутствует (по предположениям Скальковского происходил из украинских волынских дворян Гординских, Яворницкого – полтовчанин с киево-могилянским образованием), появляется на страницах истории Войска Запорожского Низового в декабре 1703 года сразу в качестве кошевого атамана.
Главной целью деятельности на посту для Костя стала защита казацкой вольницы и Гетманщины от посягательств московских оккупантов. Причем поддержка последней во главе с Мазепой шло вопреки его личной вражде с главой, который после письма Гордиенко от имени запорожцев с отказом присягнуть на верность Петру I, написал призыв к московскому царю-сатрапу силой обуздать запорожцев.
Так в 1708-ем во время Северной войны только от кошевого атамана зависело, чью сторону примут казаки. Несмотря на свой давний конфликт с Мазепой, он, как настоящий государственник, поддержал Швецию и Гетьмана, а вместе с ним свободную Украину. И именно Низовое Войско спасло Карла I и самого Мазепу от московского плена после полтавской катастрофы 1709-го (казаки Гордиенко переправили короля и Гетьмана через Днепр и Буг в тогдашние турецкие владения).
Под османской же защитой на исконных украинских землях казацкая старшина во главе с Костем в 1711-ем основали новую, Олешковскую, Сечь, хотя жизнь под турецким султанатом была «не сахар» – к натуральному налогу добавился воинский долг, но в мае 1728-го Гордиенко в двенадцатый раз вновь был переизбран на свой высокий пост.
Однако страна московских царей не могла существовать без Украины, у которой она украла древнее название и пыталась проделать то же самое историей. Поэтому агенты всех уровней подстрекательством, подкупом и шантажом (любимое оружие мокшанской орды) склонила часть казаков к силовому устранению олешковского кошевого атамана от власти, которые не только отобрали у Гордиенко клейноды, но и заковали его в кандалы.
31 января 1733 казакам в Сечь была прислана пренебрежительная царицина грамота с милостивы прощением их «грехов» и принятия под московское ярмо (главным побудительным мотивом таких действий была насущная потребность царицы Анны в возможности построения так называемой «Украинской линии крепостей», которая без запорожцах не могла бы существовать).
Но к счастью или на беду старый атаман не увидел того позора, Бог забрал к себе душу последнего украинского рыцаря 5 мая 1733 года. Хоронили Костя Гордиенко, который до последнего боролся за свободную Украину, со всеми высокими казацкими почестями под пушечное траурную пальбу с насыпанием над его гробом такого же высокого холма-могилы, как и над захоронением Ивана Сирко на Чертомлыцкий Сечи. Предупреждение настоящего державника о потере страной под московской оккупацией суверенитета, а затем и всех привилегий сечевики так и не захотели услышать …