Украинский Талант. Михаил Старицкий

Возможно, это было настоящее благословение Небес — после трагедии утраты обоих родителей с разницей в четыре года двенадцатилетним попасть на воспитание в прогрессивную семье Лысенков, из которых происходила его матушка-покойница. Ведь кроме заботы, поддержки и образования он вместе с ней получил вдохновение и лучшего друга на всю жизнь в лице своего троюродного брата Николая, будущего знаменитого украинского композитора. Так Рок, по праву рождения готовивший Михаилу Старицкому судьбу обычного мелкого помещика, одним взмахом своего волшебного перста навсегда вписал золотыми буквами его имя в анналы украинской драматургии и литературы.

Вольтеровские идеи вольномыслия и свободы от деда Захара, которые он впитал вместе с молоком матери, удивительная украинская природа Полтавщины, горе потери родителей в малых годах, приют и опека от двоюродного дяди Виталия, искренняя дружба и обучение вместе с Николаем в Харьковском (1858), а впоследствии Киевском (1860) университетах… все это вместе создало того, кому украинский театр и литература обязаны целым рядом своих шедевров.

Член Старой киевской общины, преподаватель воскресных школ, собиратель украинского фольклора, основатель библиотек… студент Михаил конечно же не мог остаться в стороне от такого знакового для всей Украины события, как перезахоронение праха Тараса Шевченко в мае 1861-ого – он вместе со своими друзьями и единомишленниками Драгомановым, Косачом, Лысенко, Рыльским, которые на тот момент времени выступали честью и совестью украинской нации, самостоятельно без конной тяги провезли воз с гробом Кобзаря через пол-Киева и Цепной мост, аж до подольской церкви Рождества Христова.

Порывистая и искренняя натура молодого Старицкого ищет выхода тому безграничию чувств, переполняющих его душу — брошенный университет, бегство в родные Клищинцы, женитьба в двадцать три на четырнадцатилетней Софией, его троюродной и родной для лучшего друга Николая сестрой (для чего священнику соседнего села пришлось добавить молодым возраст в приходской метрической книге), два года жизни в качестве помещика… и возвращение туда, где он сознавал себя на своем месте, в эпицентр столичной общественно-культурной жизни. Конечно же для начала нужно было закончить образование, что он и сделал в 1865 году; путь в большую жизнь был открыт.

В соавторстве с Николаем появляются на свет Общество украинских сценических актеров, целый ряд пьесы с музыкой Лысенко и либретто Старицкого по мотивам украинских авторов («Різдвяна ніч», «Тарас Бульба», «Сорочинський ярмарок» по Гоголю , «Гаркуша» Стороженко, «Черноморці» Кухаренко, «За двома зайцями» Нечуя-Левицкого, «Ніч під Івана-Купала» Шабельской, «Циганка Аза» Крашевского, «Зимовий вечір» Ожешко, «Круты, та не перекручуй» Мирного, «Юрко Довбуш» Францоза), сборники интерпретированных украинских народных песен, среди жемчужин которых знаменитая «Ніч яка місячна…».

Кроме того, Михаил Петрович навсегда оставил свой отпечаток в знаменитой «Труппе корифеев», которая стала сублимацией высшей украинской театральной мысли конца XIX века, ведь именно на его плечах лежала непростая миссия материально-технического обеспечения на первичном этапе существования творения Марка Кропивницкого. И справился с этой задачей Старицкий на отлично, хотя для этого и пришлось продать одно из его поместий: в состав труппы входили такие корифеи украинских подмостков, как Мария Заньковецкая, Николай Садовский, Павел Саксаганский, причем их заработная плата превышала императорскую, а костюмы и декорации были на порядок лучше. Своеобразным признанием достижений труппы можно назвать запрет ее деятельности на Киевщине приказом оккупационного генерал-губернатора А. Дрентельном как националистической, но от того ошеломительный успех гастролей с исключительно украинским репертуаром не становился меньшим; ей рукоплескали Харьков, Одесса, Житомир, Воронеж, Кишинев, Ростове-на-Дону.

И вместе с тем, несмотря на огромное давление московских оккупационных властей, украинский Талан оказывает сопротивление единственно доступным для творца способом, с помощью бумаги и чернил — так на свет, несмотря на цензурные ограничения, появляются его «Оборона Буши», «Иван Мазепа», «Молодость Мазепы», «Кармелюк, «Мария Богуславка», «Ой не ходи, Гриша, да и на вечерницы», «Талан», «Зимний вечер», «Разбитое сердце», «Во тьме», «Последняя ночь»… и знаменитая речь 15 марта 1897 года с призывом с кафедры съезда сценических деятелей к оккумационной власти о прекращении притеснений украинской культуры.

Михаилу Старицкому так и не суждено было увидеть восстановление украинской независимости после сотен веков забвения, он умер за полтора десятилетия до этого знаменательного события. 27 апреля 1904 года сердце великого украинца прекратило свое биение, а вместе с ним канула в Лету целая эпоха украинского театра, хотя в своем творческом наследии он продолжает жить, пока живет Украина.

02-07-2022 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Поделиться в FacebookДобавить в TwitterДобавить в Telegram

Комментирование этой статьи закрыто.