Он должен появиться на свет, чтобы все накопленное веками разнообразие украинской архитектурной культуры получило достойную научную оценку с материальным воплощением своего совершенства в бесконечном множестве жемчужин копилки львовской застройки, хоть судьба не была бы сама собой, если бы предварительно не испытала его на крепость с импульсом на всю жизнь. Иван Левинский, архитектор, ученый, меценат со многими эпитетами превосходной степеней.
Отец в качестве директора городской народной школы да еще из древнего украинского высокообразованного арестократического рода как минимум мог гарантировать новорожденному сыну полное среднее образование, но не случилось — смерть батюшки как раз, когда Ивану исполнилось восемь и он вошел в школьный возраст, небольшое наследство, результатом чего переезд семьи в Стрый, где материнских средств едва хватило на начальные четыре класса для него, зарабатывание денег на прожитье церковным пением…
Навсегда жизнь Левинского-младшего изменило неравнодушие его старшего брата, при финансовой поддержке которого он оказался во Львове, городе, который станет его судьбой: реальная школа с техническим уклоном, что определило его поступление на строительную кафедру Цисарско-королевской технической академии, инженерский диплом с отличием и любимая работа по специальности.
Семь лет для получения патента на частную коммерческую практику, и в 1881 появляется его Архитектурно-строительное бюро с целым штатом персонала, в реестре работ которого числятся кроме многочисленных общественных, жилых и религиозных сооружений такие архитектурные визитки Львова, как «железнодорожный вокзал»/ru/1104/zheleznodorozhnyi-vokzal-lvova и городской театр.
Когда через четыре года бизнес Ивана Ивановича уже крепко встал на ноги и появились возможности для реализации новых проектов, он вместе с профессором Юлианом Захаревичем выкупает земли на северо-западной окраине Львова и открывает двухэтажный магазин строительных материалов, а еще через четыре – «Фабрику кафельных печей» своего имени по изготовлению разнообразных керамических изделий, которые продавались здесь же. И если на начальном этапе существования на фабрике работало лишь пять человек, то через три года из-за ростущего спроса на уникальные изделия штат был увеличен в пять раз, а впоследствии (начало 1910-х) — она заняла ведущую позицию на рынке региона открытием пяти отдельных отделов-предприятий: посуды, изразцов, строительной майолики, пластики, мелких керамических изделий, причем часть из них была в новомодном стиле украинского модерна.
Успешность начинания Левинского в 1891-ом нашло продолжение во второй фабрике массового производства стройматериалов (с 1900 года «Банк ипотечный. Фабрика черепицы и искусственного камня»), специализировавшейся на искусственном камне, кирпиче и черепице, открытой им при участии Захаревича, Домашевича, Кордасиевича. Причем цена и качество производимой продукции обеспечили предприятию эксклюзивное право поставки материалов для сооружения местных правительственных зданий.
Архитектурное бюро, две крупные фабрики, продукция которых благодаря выставкам в Париже (1900) и Одессе (1912) была известна в Европе, преподавательская деятельность в своей Альма-Матер с научной степенью профессора архитектуры и возглавлением кафедры утилитарного строительства (впоследствии – факультета архитектуры), научная деятельность по исследованию и систематизации архитектурных стилей Украины и их практическому применению… не помешали Ивану Ивановичу занимать активную гражданскую позицию участием во множестве меценатских проектов от членства в разноплановых технических объединениях до фынансирования средних образовательных учреждений по подготовке промышленно-технического персонала.
Первая мировая принесла Левинскому притеснения и преследования за украинскую националистическую позицию как со стороны московских оккупантов (был арестован в июне 1915-го и доставлен в Киев), так и Польши по его возвращении в 1917-м во Львов. Все это не могло не отразиться на здоровье уже немолодого мужчины; через два года 4 июля он умер. Но его имя живет в истории украинской архитектуры научными трудами, уникальными зданияями, благородными начинаниями.