История
С установлением на Подолье в 1362 году власти Великого княжества Литовского, Каменец-Подольский был избран в качестве его административного центра. Религия же, как один из наиболее сильных рычагов воздействия на народ, должна была отвечать требованиям светской власти. Именно поэтому на обращение в католицизм – основную религию Литовского княжества – были направленны усилия новых властей.
Благодаря этим событиям папой римским Георгием XI в городе была учреждена Подольская католическая епархия (1378 год), потребовавшая подтверждения своего высокого статуса в виде деревянного собора, сооруженного на деньги князей Кориатовичей, который спустя пять лет получил статус кафедрального.
Не смотря на смену подданства на польское, а может именно благодаря этому событию (Польша – тоже католическая страна), на строительство собора из камня были выделены десятинные средства (десятая часть доходов) тридцати двух сел Каменецкого, Винницкого и Скальского староств и труд их крестьян. После пятнадцатилетнего периода строительства (с 1502 по 1517) свет увидела каменная твердыня, получившая имя в честь святых Петра и Павла.
На протяжении XVI века собор в процессе достройки приобретает законченные черты: часовни Святого Причастия, Непорочного Зачатия и Утешения Богородицы, новая алтарная часть.
Турецкое владычество над Подольскими землями, продлившееся двадцать сем лет (до 1699 года), внесло свои коррективы в архитектуру ансамбля – рядом с главным входом в собор устремился к небесам минарет, ибо сам комплекс в то время выполнял функции главной соборной мечети Каменец-Подольского.
Возвращение в лоно католической церкви (XVIII столетие) ознаменовалось для собора эпохой процветания, которая проходила под знаком преображения из романского минимализма в готическую пышность. А в качестве визуализации превосходства христианства над мусульманством на вершине минарета в 1756 году была установлена скульптура Богородицы.
После вхождения Подолья в состав Российской империи (1792 год), не смотря на подавляющее православие страны, судьба собора святых Петра и Павла практически не изменилась – он остается центром католицизма Каменецкой епархии. В 1853-1860 годах здесь была проведены масштабные реставрационные работы.
Эпоха процветания заканчивается с польским восстанием 1863 года, результатом которого стали репрессивные меры русского правительства по отношению к католической церкви: статус Каменецкой епархии был понижен до апостольской администратуры.
Провозглашение в 1918 году независимости Украины во главе с гетманом Павлом Петровичем Скоропадским (1873 – 1945) на непродолжительный срок (два месяца) вернуло собору статус кафедрального при Каменецкой епархии с согласия главы римских католиков.
С установлением на Подолье советской власти в собор святых Петра и Павла на смену служителям культа приходят музейные работники (1930 год) – в его стенах открыт «Отдел истории религии и атеизма» Каменец-Подольского исторического музея-заповедника, где так же проводились концерты органной музыки.
Вновь в стенах собора воцарилась святость вместе с возвращением католического епископата лишь в 1991 году после второго провозглашения независимости Украины.
Архитектура
Первоначальная каменная постройка собора святых Петра и Павла в Каменец-Подольском (начало XVI века) была выполнена как трехнефный храм в романском стиле с присущими ему тяжестью сводов и минимализмом в декоровой отделки внешних фасадов.
На протяжении первого столетия своего существования кафедральный собор приобретает вид законченного комплекса: с севера достраивается часовня Святого Причастия, с юго – Утешения Богородицы и Непорочного зачатия, с восточной – пресвитериум.
Турецкое владычество (конец XVII столетия) вносит последний крупный штрих в комплекс ныне существующего монастыря – мечеть, расположившуюся в западной части рядом с главным входом.
Перестройка XVIII века дарит кафедральному собору святых Петра и Павла преображение в готическом стиле. Изменения коснулись внешней отделки зданий – главный фасад был украшен скульптурами, пилястрами и карнизами, и внутреннего устройства – сооружается новый главный алтарь с деревянными позолоченными колонами, украшенными скульптурой, устанавливаются амвон и кресла советников, трон епископа, исповедальня.
Последняя крупная перестройка католического кафедрального собора(середина XIX столетия) в Каменец-Подольском коснулась, в основном, его внешнего облика, который приобрел черты неоготики с элементами барокко: обновлен алтарь, установлены витражи, стены и потолок украсили фрески, а пол – мраморная плитка, в главном зале установлен орган, сделанный на заказ в Вене.
Нынешний собор святых Петра и Павла в Каменце – здание высотой 24 м, длинной – 49 м и шириной (вместе с пристройками) – 36 м, центральный вход в который открывает дорогу в главный неф с циркулярной аркой. Правый (южный) боковой неф с алтарем святой Троицы соединен с часовнями Непорочного Зачатия и Утешения Богородицы. Левый (северный) – с алтарем святого Яна ведет к часовне Святого Причастия и соединяет храм с минаретом, а так же из него открывается доступ к хорам. В девяти же подвальных помещениях нашли свое последнее земное пристанище выдающиеся деятели католической Подольской епархии.
Достопримечательности
Кафедральный костел (XVI – XIX) – сам по себе произведение искусства, ведь симбиоз стилей и времени породил уникальную, не сравнимую с прочими архитектуру. В каждом элементе комплекса, даже в таком мелком как двери, являющиеся уникальным творением из стали холодной обработки с бронзовыми гербами папы римского и Каменец-Подольского на ключах и мечах Петра и Павла, прослеживается вдохновение с которым работал художник.
Надгробие Лауры Пшездецкой (1874) из белого мрамора с уснувшей вечным сном красавицей с книгой на двадцать первой странице (время смерти при падении с лошади во время конной прогулки) при потушенном ангелом факеле жизни завораживает реалистичностью картины. Скульптура с 1938 года располагается в часовне Непорочного зачатия в виду особой художественной значимости.
Триумфальная арка Станислава Августа (1781) при входе во внутренний дворик кафедрального собора святых Петра и Павла, украшенная скульптурами святого Яна и четырех ангелов, установлена в честь посещения храма последним королем Польши во время его визита в подольские земли.
Турецкий минарет (1672) и Статуя Богородицы (1756) – симбиоз двух верований, подаривших миру шедевр, где на вершине минарете высотой тридцать шесть с половиной метров (145 ступеней вверх) «… явилось на небе великое знамение: жена облаченная в солнце: под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения…» («Откровения» Иоанна Богослова) с подписью у подножья «Богородица Непорочная Госпожа Покровительница города».
Сад при соборе – небольшой уголок скорби, утопающий в цветах, с каменными крестами и памятным столбом Ежи Володивскому, погибшему при взрыве порохового склада Черной башни Каменец-Подольской крепости и боковой калиткой с вечной надписью-напоминанием «Уважай обычаи предков».
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Хмельницкая область, г. Каменец-Подольский, ул. Францисканская, 2.
Ссылки
- Заметки путешественника (с план-схемой). Каменец-Подольский
- Легенды. Арка триумфа желаний
Как добраться
Автотранспортом по трассе М 20 (Житомир ― Хмельницкий ― Черновцы), далее по Орининскому или Жванецкому шоссе, переходящих сначала в ул. Папанина, затем в ул. Замковую через реку Смотрич в Старый город, центром которого является площадь Польский рынок. Параллельно площади с запада проходит улица Францисканская.
Общественным транспортом по железной дороге или маршрутным такси до Каменец–Подольского, далее в Старый город, центром которого является площадь Польский рынок. Параллельно площади с запада проходит улица Францисканская.