В реестре украинской кухни особое место занимает Колыво (другое название канун или сыта), которое является самостоятельным блюдом-аперитивом, приготавливаемым на все традиционные торжества связанные с печальными погребально-поминальными обрядами и чествованием умерших. Хотя некоторые знатоки поварского дела относят его к одной из разновидностей кутьи через одинаковый базовый базовый ингредиент — кашу.
Традиционный рецепт приготовления Колыва прост: пшеничную (распространена на Правобережье) или ячменную (на Левом берегу Днепра) крупу (а сейчас в основном рис) отваривают до готовности и поливают сытой, представляющей собою медовый или сахарный сироп на воде. Упрощенный рецепт блюда предполагает замену каши мелкими кусочками белого хлеба, булочки или печенья, а более элегантный – добавление в кашу различных местных и экзотических сухофруктов и орехов.
И хотя христианство присвоило себе появление кануна, как питательного блюда, якобы помогшего верующим по подсказке Теодора Тирона пережить Великий Пост, несмотря на государственный саботаж римского императора Юлиана II Отступника (кроме нюанса, что они даже физически не могли сойтись во времени, ибо когда мученик принял свою смерть за два десятилетия до появления будущего императора на свет), источники ее уходят в праславянские времена, когда солнце-коло служило главным божеством и одновременно символом кругооборота всего сущего на земле и связи поколений от давно умерших праотцов до еще нерожденных потомков.
Именно поэтому Колыво было и остается главным украинским обрядовым блюдом, связанным со смертью и чествованием памяти предков. Ее готовят и подают первой на поминальном обеде после похорон, на все поминальные даты (девять и сорок дней, годовщину, «гробки»), а также Маковея и Рождество. При этом для будущих носителей гроба с повязанными на левой руке рушниками еще до начала церемонии погребения готовили отдельный Канун (то же Колыво, но с большим количеством меда и мака), чтобы открыть этим проводникам духовный путь между двумя мирами и облегчить душе переход єтой границы.
Фактически по украинским народным поверьям символизм Колыва как жертвенной пищи заключался в объединении-сплочении всех присутствующих за столом с теми, кто уже отошел в мир иной. Потому-то согласно старинного обряда тарелка с блюдом вместе с одной, единой для всех ложкой обходила объединяющий круг трижды (каждый за раз должен был съесть по одной ложке), а оставшуюся кашу, в зависимости от торжества: ставили на могилу (на поминальные дни), на подоконник в главной комнате (на Рождество) , на чествовальный стол возле колодца (на Маковея); хотя сейчас традиция использования одной ложки для всех из современных представлений о гигиене уже отходит в прошлое.