Жатва уже давно закончилась, еще на Ильи был связан последний сноп, но для окончания земледельческого года хозяевам еще нужно было обмолотить и смолоть урожай, что также потребовало немало времени и усилий, ведь как говорится: «Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в стодоле». Но и этому периоду забот приходил конец, который по столетиям сложившимися традициями украинских предков должен был прийтись на 18 октября, праздник осеннего Луки («Как пройдет Лука, то стоят пустые луга»).
Чем этот праведный евангелист так угодил украинским предкам, что именно с его именем народная мудрость связала одну из самых уважаемых и радостных дат народного календаря — о том местные легенды помалкивают.., возможно, добросовестным трудом по сбору и упорядочению имеющейся информации о земной жизни Иисуса Христа или подробными заметками о делах апостольских, собственноручно созданными им чудотворными иконами-целительницами иль своей поддержкой нуждающихся в трудные минуты.
Из украинских традиций «на Луки», кроме окончания обмолота и наполнения амбаров молотым зерном («Как не справишься к Луке, то не будет ни хлеба, ни муки» или «Придет осенний Лука – появились хлеб и мука»), обязательными были утренний поход в церковь и угощение караваем из муки нового урожая со сбором всего семейства за праздничным столом.
Этот праздник подводил итоги прошедшего сезона и служил своеобразным последним шагом перехода к зимнему укладу жизни, когда завершались все огородно-половые работы по подготовке к следующей весне (собранные последние овощи и фрукты, вспахана и покопана земля, посеянная озимая). Может, поэтому этот день в народе считался последней возможностью отдать дань уважение своим умершим предкам на кладбище выпечкой из нового урожая перед тем, как осенне-зимняя распутица превратит все вокруг в непроходимую грязь до тепла следующего года («Почтишь Луку, и он будет чтить умерших на том свете»).
Заключительный день тяжелого периода сбора урожая, в котором украинские женщины работали на уровне с мужчинами (в поле на жатве, в саду-огороде на сборе ягод и фруктов, дома на заготовках), считался еще и покровительствуємым святым Лукой женским, на который к тому же обычно приходилось последнее настоящее осеннее тепло, возможно от того и названное «бабье лето». В этот день женщины пытались максимально освободиться от работы и после праздничного семейного завтрака собирались вместе без присутствия мужчин и детей на посиделки у одной из них (заботы по хозяйству оставались сильному полу), ведь это было «их лето». Каждая хозяйка приносила с собой собственноручно приготовленное блюдо из заранее оговоренного меню, они проводили день в отдыхе за песнями и пустыми разговорами.
В некоторых украинских местах на осеннего Луку, кроме прочего, существовала традиция благодарить двух женщин, которые привели человека в этот мир, матери и повитухи. Их чествовали щедрыми дарами во время посещения с обязательной праздничной выпечкой и лучшими плодами нового урожая своего хозяйства.