Хотя древний славянский эпос разделял год всего на два сезона, перемежая время холодов с летим теплом, как и три других сезона Зима царит на украинской земле лишь три месяца. Но когда земля от края и до края покрыта белым одеялом, дыхание свирепого холода сковывает душу и тело, замыкается льдом вода и сами врата в Рай, кажется — не будь ей конца и края, хоть солнечные лучи, иногда пробивающиеся сквозь плотное серое покрывало туч, не дают до конца угаснуть надежде на возвращение желанного тепла.
Она ступает на землю осторожными шагами когда в декабре, а иногда и в октябре (официально на Введение и Варвары «зима ложится»), когда согласно древним верованиям украинских предков Белобог, покровитель солнца и всего сущего на земле, начинает проигрывать в поединке с Чернобогом, пытающимся прикрыть своим плащом сна и смерти саму жизнь. Но бой продолжается, длиться он будет до окончания веков. За поражением приходит победа и ласка Ярила своим теплым поцелуем вновь пробуждает природу к жизни («Зима лето съедает, хоть перед ним убегает» или «Зима пройдет – лето будет; лето пройдет – зима будет»).
В более поздних украинских представлениях о Зиме, как двойственной объектно-философской сущности, она представляла собой или прекрасную стройную красавицу с белой кожей (ведь кровь у нее как сливочное масло) с ледяным блеском в глазах, одетую в серебристый полушубок, с короной на голове, иль дряхлую толстую старуху в медвежьей шубе с острыми клыками, длинными костлявыми пальцами, вместо волос — сосульки, брови — льдинки, ресницы — снежинки и горбатым носом (ведь традиционно в Украине зима отождествляет со старостью).
Независимо от ипостаси она ездила на рыжей кобыле, крадет солнце и молнии, с одного рукава засыпая землю снегом, с другой — заковывая ветки инеем, хотя даже их она отдает с большим нежеланием из-за своего злобного скупого характера (оттуда народная поговорка о скупом человеке: « Зимой снега не выпросишь»). Это она стучит по крышам, побуждая хозяев печь топить.
У Зимы есть свое маленькое, но грозное войско: главный исполнитель приказов – ее супруг Мороз, главный засеватель снега – их сын Снеговей, повелительница холодных ветров – невестка Вьюга, владычица заметелей и вьюг – внучка Метелица, многочисленные внуки – заморозки да солдаты волки-лисы, и она, королева, единолично верховодит ими всеми. И все это зимнее ненасытное и жадное воинство в народном воображении метафорически надо прокормить до возвращения тепла, оттуда и поговорки: «Зима бела да не снег ест, а лишь сено-солому», «Зима небольшая, да рот у нее, как печка, кто об этом забывает, того она съедает», «Злая зима зерну вредит и только пустые колоски родит», «Что Лето наработало-наделало, то Зима поела-попила!»
А еще в украинских колядках Холодица предстает белой гадиной, лежащей в чистом поле на белом камне до весны, пока Перун ее весной не прогонит своими громом и молниями далеко на север, где она набирается сил для возвращения до следующей зимы.
Хотя добрый украинский нрав и врожденное чувство юмор даже в длительном периоде холодов находила свои положительные моменты, воплощая их в присказки вроде: «Зима — матка, выспишься гладко», «Зимки кожушевая заплата, как родная матка», «Зима придет, сил на Весну даст».
Холода – это период сплошных праздников, в том числе глубоко почитаемых в Украине Рождества и Маланки с Василием, или предпраздничных приготовлений от Введения (21 ноября), когда зима по верованиям получает ключи от земного царства, через Крещение (6 января) с его разворотом на «тепло», заставляющее зиму свирепствовать в ожидании неизбежности своего поражения, и вплоть до Сретения (2 февраля) – день решающего поединка этого сезона, кому идти вперед, кому возвращаться назад. На Сретение Зима одевает «семь кожухов», а Лето в самой вышиванке – если в этот день со крыш закапает, то холода еще погосподствуют, а если мороз – тепло не заставит себя ждать («Если на Сретение петух не напьется воды (с талого снега), то на Юрия вол не напасется травы»).
Приметы на суровую зиму: листья на березе и дубе остались, неурожай грибов, шишек на соснах и ели много на нижних ветвях, урожай желудей и орехов, вход в кротячую нору с юга, белкино гнездо ближе к земле, поздно линяют куры, неурожай щавеля, много летних ягод, большие муравейники, липа рано сбросила листья, снегири появляются в декабре, много шелухи на луке. Из прочих – она наступает через сорок дней после первого снега, ранний отлет птиц – к ранней зиме, поздние грибы – к не снежной, бурное лето – к множеству метелей, а влажное вместе с долгой осенью – к затяжным холодам, впрочем как и поздний ноябрь.