Чествование праславянского покровителя богатства материального и духовного, Велеса (Волоса), культ которого зародился на украинских землях, как считают современные ученые, еще за три тысячи лет до Рождества Христова — традиция, которую до сих пор нежно хранят украинские обрядность и народный фольклор. Как хорошо выдержано вино, испытание пяти тысячелетий разрушительных войн, этономиграции, эпидемий лишь надежно запечатали его лик в украинских генах, хотя пришедшее христианство и пыталось перекрестить его образ в святого Власия и нивелировать богатство Велесовского образа к простому покровительству скоту с прозвищем «скотный бог», почитаемого загоном домашних животных в храм и кроплением его святой водой 11 февраля.
Но, не смотря на отчаянные попытки церковников, отношение к образу творческого и всевспомогющего Седого Яра (другое имя зимнего Волоса, чей поклонный тотем возвышался в дохристианские времена на киевском Подоле на нынешней Волосской, где после его сноса был построен православный храм святого Власия) в народе осталось настолько уважительным, что празднества в его честь продолжаются целую неделю, начиная с 11 февраля, которое является самым почитаемым днем Велесовой недели. Ведь кроме прочего он покровительствовал непростым людям, пророкам и художникам, с которыми в этот мир приходили знания о прошлом, будущем и мироустройстве как таковом.
Недаром в древних летописях князья и их войска скрепляют свои клятвы «Перуном и Велесом», а легендарного поэта-певца Руси-Украины Бояна «Слово о полку Игореве» еще в 1187-м называет «Велесовым внуче». Большинство украинских цехов и промыслов от художников и кузнецов до рыбаков и ткачей считали Волоса своим небесным защитником.
Еще в Средневековье украинские церковники активно пытались светлый Велесовый праздник, который у славян знаменовал окончание зимы («Велес с зимы рог сшибает», «Полив Улас маслом дороги, время зиме забирать ноги»), увязать с нечистым названием «Чертов», как производное от «чертить буквы», ведь грамотные люди во все века считались не простыми, носителями таинственных знаний. Как считается сверхъестественными способностями, Велес наделяет тех, кто родился в его день, 11 февраля, а выдающимися из них — рожденных до 6 утра в ночь на понедельник.
Велес в украинской культуре – отождествление воды, что в астрологическом контексте переплетается со связанными зодиакальными знаками его окружающими – «Водолей» и «Рыбы», творческие, близкие к потустороннему (хотя его созвездиям и считается самые яркие Плеяды). Поэтому в этот день вода или молоко, собранные др восхода солнца, считаются магической, а их глоток должен принести здоровье и материальное благополучие выпившему. Для магической же защиты конюшен от баловства «домовой:»/ru/2847/domovoi-okhrannik-roda (в народе считали, что именно в этот день он любит кататься на лошадях) над входом цепляли обереги: плеть, сорочиное чучело или мужские штатные.
По украинским поверьям Велесовые морозы, продолжавшиеся три дня до 11 февраля и три дня — после — последние сильные этой зимой, а если на сам Волосов день оттепель или «снег вращается в лужу» — их вообще уже не будет, поэтому-то и «каже Влась: «С печи слезь», пора браться за работу». В практическом плане в этот день рекомендовалось заключение договоров, наем пастухов и организация общественных очередей.
Общий ритуал на легкий полевой сезон и богатый урожай заключался в прохождении всей общины с председателем во главе вокруг села вспашкой. Для помощи же Велесу в изгнании из всех хозяйственных уголков-закоулков нечисти, набившиеся туда в течение холодов, жгли колья из ограды — чтобы «шли проч болезни и переполохи».
Из других интересных украинских традиций было обязательное хождение молодок и женщин в этот день в шинок на водку «чтобы коровы в следующем году кротки были» (в то время как их мужчины оставались дома), а по возвращении оттуда – ритуальное избиение мужчин прядильным «пряслицем». И все для того, чтобы на следующий день, во второй день Велесовой недели, продолжить ритуал — вынос на мороз нитей, пряжи, тканей, шитья.., чтобы небесный покровитель согласился им помогать в швейном деле всего в следующем году.